Чувствую себя хуже других. Ненавижу свое тело.

Вопрос психологу:
Добрый вечер!
Очень часто ощущаю себя, хуже других. Кто то лучше меня одет, фигура стройнее, лицо красивее, характер сильный уверенный. Всегда ощущение, что я хуже других. Сменила причёску, модно подстриглась. Сегодня например зашла на работу девушка. Волосы длинные, стройная, ресницы брови, такая ухоженная. И я сразу чувствую себя серой мышью.. Постоянно ощущение хуже других. Да и лишний вес сейчас мешает, никак не могу похудеть прихожу после работы и ем, а потом очень грустно, мой вес 84 при росте 173.плохая кожа лица, жирная, большой нос, нога у меня 42 размера трудно подобрать красивую обувь. Постоянная неуверенность в себе. Не могу никак похудеть и стесняюсь своего веса, опять при виде стройных девушек, находит грусть. Да и тяжело в этом весе. В 2017 году была 68 кг, постоянно поддерживала вес, а потом поправилась осенью 2017 и все только набирала, дошла до 89кг, потом кое как сбросила до 84.каждый день говорю себе, что не буду есть вечером, а в итоге прихожу домой и быстро что то закидываю иди вкусно, то съедаю много, а потом вообще ничего неохота и ненависть в себе и грусть. Каждое утро планы на вечер, а после работы уже все планы улетают. Корю себя все время. Ненавижу свое тело. Плачу над фото, где была стройная, но ничего не могу с собой поделать. Постоянное чувство, что я хуже других, в плане одежды, кожи макияжа, ну и конечно фигуры. Чувство, что я хуже других появилось давно, не знаю сколько лет назад. Зависти нет к другим людям. Просто чувствую себя хуже других постоянно. Не могу избавиться от этого чувства. Энергии мало, постоянно расстраиваюсь. Надеюсь, что вы мне поможете и объясните как найти гармонию с собой. Заранее спасибо, буду ждать ответ.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Яценко Вероника Витальевна.
Добрый день, Юлия!
Вы ничего не написали о своем детстве, поэтому позволю себе предположить, что истоки Вашего «ощущения себя хуже других» находятся именно там. Возможно, с Вами рядом были люди или человек (родители, братья, сестры, учителя, сверстники и т.д.), которые критиковали Вас за внешний вид, поведение или высказывания, говорили Вам, что Вы плохая, никчемная или бесполезная и винили в каких-то проблемах. Или же кто-то из этих людей давал Вам понять, что Вы разочаровали его и сравнивал Вас с братьями или сестрами не в Вашу пользу. А может быть, Вас отвергал или не любил кто-то из близких? Также возможно, Вы подвергались физическому или эмоциональному насилию. Допускаю, что у Вас не было близких доверительных отношений с родителями или замещающими их членами семьи, Вы нуждались в любви, но не получали ее. Вы наверняка считали, что Вас заслуженно критиковали, обесценивали и отвергали. Поэтому Вы не обижались на такое обращение, а испытывали стыд и печаль.
Вы впустили в себя голос критически настроенного родителя или другого важного человека, и он стал частью Вас. В каком-то смысле этот голос - Ваша ловушка; он постоянно критикует, наказывает и отвергает Вас. Стыд пронизывал все Ваше детство и оставил глубокую рану. Вы испытывали его каждый раз, когда ваша ущербность становилась заметной.
Неполноценность часто рождается из сравнения с братом или сестрой, которым уделяют больше внимания.
В результате длительного пребывания в таких драматичных условиях, Вы присвоили мнение о Вас других людей, и Ваша сегодняшняя самооценка на 100% состоит из их негативных оценок. Постоянно слыша в детстве критику в свой адрес, у Вас могло сложиться мнение, что Вас невозможно любить. Таким образом, сформировалось негативное отношение к себе - «Я хуже других», которое в дальнейшем стало руководить Вашей жизнью. С того времени Вы наказываете себя и думаете о себе плохо, а в определенных ситуациях просто ненавидите себя. Наверное, у Вас возникали такие мысли о себе как: «Я ни на что не способна, неудачница», «Я ничего не стою», «Я ничтожество», «Я толстая и некрасивая», «Такую как я невозможно любить».
Согласно когнитивной модели депрессии, наши личные интерпретации определяют специфичность реакции на событие. Т.е. какая-то ситуация приводит к возникновению оценочной мысли, а она, в свою очередь, включает определенную эмоцию. При этом оценочная мысль формируется на основе прошлого индивидуального опыта человека, его убеждений и особенностей личности. Также, согласно этой модели, фактором склонности к депрессии является наличие в личности человека негативных «схем»*, которые связаны с негативным опытом с детства или пережитыми травматическими событиями, - своего рода негативных убеждений (например, «я - неудачник, ни на что не способен»).
Схема - это модель, шаблон поведения, который включает в себя воспоминания, эмоции, мысли и телесные ощущения. Схемы можно рассматривать как показатель нашего опыта, который отображает все, что мы когда-то пережили и то, чего мы ожидаем от будущего. Если базовые потребности ребенка удовлетворены, у него формируются здоровые схемы поведения. Нарушение удовлетворения базовых потребностей приводит к формированию дисфункциональных моделей поведения.
Эмоция, сильнее всего связанная со схемой Неполноценности, - это стыд. Вам стыдно, когда видны Ваши недостатки, главным из которых (на Ваш взгляд) является лишний вес. При этом Вы используете такую стратегию поведения, как «сдаться», которая наиболее соответствует имеющемуся жизненному опыту. Так, например, люди, неуверенные в себе, настроенные на неудачу, приводят множество аргументов в пользу того, чтобы не пробовать изменить положение дел «нечего и пытаться, все равно не получится». И депрессивные проявления, возникшие от чувства неполноценности - самообвинения, отсутствие положительных эмоций, переедание, лишний вес, подтверждают это. Чувство никчемности и злости на себя - одни из проявлений депрессии. Возможно, Вы и раньше страдали от нее, но она не была ярко выраженной, а проявлялась в сниженном настроении, нежелании что-то менять в жизни, покорности.
Чтобы изменить эти негативные установки и выработать новые, адаптивные схемы или модели поведения необходима длительная совместная работа с психотерапевтом. Многие люди, попадая в сложные жизненные ситуации, обращаются за психологической помощью и успешно решают свои проблемы. Сколько времени потребуется для изменения Вашей самооценки, зависит от того, насколько осуждающим был тот человек, который критиковал Вас. Чем сильнее были наказания и равнодушие, и чем больше ненависти и насилия было связано с этим, тем труднее будет добиться изменений. Изменение Вашей схемы или ловушки означает постепенное улучшение отношения к себе и другим и того, как Вы позволяете другим людям обращаться с собой. Поскольку это не поверхностная проблема, постепенно к Вам придет понимание того, что чувство неполноценности было навязано Вам и это в действительности неправда. Как только Вы признаете, что Ваше ощущение неполноценности — не факт, который нужно принимать без критики, начнется процесс трансформации. Не ждите, что изменения будут внезапными, но Вы их почувствуете и уже не захотите вернуться к прежнему стилю поведения.
В качестве самопомощи могу предложить Вам книги:
«Сам себе психотерапевт: как изменить свою жизнь с помощью когнитивно-поведенческой терапии» С.Корина, а для работы над самооценкой – «Как повысить самооценку» Мелани Феннел.
Искренне желаю Вам скорых и позитивных изменений!
Если возникнут вопросы – пожалуйста, пишите на мой электронный адрес.