Как убрать чувство стыда и неуверенности после медицинских манипуляций?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. В больнице поставили мочевой урологический катетер Я ощущаю некоторый физический и моральный дискомфорт от введенной трубки. Кроме того, мне стыдно ходить по коридору с мочеприемником и ловить на себе чужие взгляды, а также ходить на медицинские процедуры. Из-за этого я стараюсь реже выходить из палаты, а когда иду по коридору, то стараюсь не смотреть на проходящих и стоящих рядом людей отделения. К тому же я боюсь, что меня выпишут с мочевым катетером и мне придется постоянно строго следить за функцией прибора и мочевой системы, осуществлять гигиенические мероприятия, ощущать неприятный запах от тела, ограничивать себя в любимой еде и напитках, свести к минимуму посещение кинотеатров и массовых гуляний. Но самое страшное то, что мне как-то придется говорить родным и знакомым о том, что случилось, врать о серьезности заболевания (хотя об этом я пока не знаю, что приносит дополнительные волнения), отвечать на их глупые и, порой бестактные, вопросы. А то и сталкиваться с явным отвращением и "шараханьем", как от прокаженной. А если меня выпишут на работу, то мне придется прятать трубку с мешком под одеждой и бояться, как бы она не выскочила или не открылся клапан резервуара и не вылилось содержимое мочеприемника. Я понимаю, что данная процедура необходима для диагностики и лечения заболевания, и очень надеюсь, что система установлена не на длительный срок, но никак не могу себя настроить на положительные эмоции. К тому же я не знаю, на сколько серьезно мое заболевание и какие медицинские вмешательства меня ожидают, так как лечащий врач ничего не говорит. От этого в голову лезут страшные и безнадежные мысли и поэтому я долго не могу уснуть.
Автор вопроса: Элиза Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Юркевич Юлия Юрьевна.
Элиза, здравствуйте,
Действительно, любые действия связанные с медицинским вторжением в наше тело, воспринимаются болезненно. Наша психика и тело тесно связаны и совершенно естественно, что манипуляции с нашим телом, даже медицинские и даже направленные на помощь и восстановление здоровья, могут восприниматься нашим телом и нашей психикой как пугающие.
Ценно и мужественно, что вы настраиваете себя на положительные эмоции и обращаетесь за помощью! Это, говорит о том, что у вас, скорее всего, мужественный характер, вы используете все возможности, для поиска ресурсов, которые нужны вам чтобы справиться со страхами и опасениями.
Хочется поддержать вас в такой сложный для вас период! По своему опыту, да и по опыту работы с клиентами знаю, что справляться со сложными эмоциями, такими как стыд и чувство вины, помогает опора на собственный предыдущий опыт преодоления сложных ситуаций и способность разрешать себе быть несовершенными, поддержка самой себя. Вы написали, что вам 31 год, а это значит, что у вас точно есть, ваша «взрослая часть», которая умеет справляться и помогать. Просто сейчас, в больнице и с катетором, вы больше чувствуете себя маленькой и испуганной девочкой (вашим внутренним ребенком), которая испытывает все описываемые вами чувства. Так бывает, это нормально. Каждый из нас сталкиваясь со сложностями может чувствовать себя потерянным ребенком, которому нужна помощь и поддержка. И устойчивость нам придает именно способность поддерживать самого себя, умение успокаивать самого себя, говорить себе слова любви и поддержки.
В своей работе я прошу клиентов представить этого внутреннего ребенка, а вас я попросила бы представить вашу внутреннюю испуганную девочку и спросить себя: какие слова она хотела бы услышать сейчас? Какие фразы помогли бы девочке, которой страшно, стыдно и очень тревожно?
Наверняка, ваша взрослая часть сказала бы, что ей не надо стыдиться катетора, поскольку она вне зависимости от его наличия или отсутствия самая любимая и ценная для вас. И это не ее вина, и она молодец, что заботиться о своем здоровье и выполняет предписания врачей. Что она может смело похвалить себя за свою смелость. И что наверняка другие пациенты больницы тоже проходят те или иные медицинские процедуры и наверняка тоже временами чувствуют себя не очень комфортно. И здесь вы на равных.
Наверняка ваша «взрослая часть» может вспомнить тех из вашего окружения, кто поддерживал вас в прошлом и будет готов поддерживать и сейчас. И сказать вам, что совершенно нормально не говорить и не объяснять тем, кому не хочется, и от кого не ждешь поддержки, подробности и особенности вашего заболевания. Что у вас есть право рассказывать ровно столько, сколько вы хотели бы.
Наверняка ваша «взрослая часть» могла бы сказать вам, что она поддерживала и помогала вам уже 31 год, что вы с ней разберетесь и справитесь и с катетером и с его управлением. Вы уже многому научились в жизни, наверняка многое умеете, и делали в своей жизни вещи и по сложнее управления катетором.
Наверняка ваша «взрослая часть» сказала бы вам, что сейчас перед вами стоит вопрос диагностики заболевания и затем определения плана лечения и его реализация. И что она готова помогать и поддерживать вас на этом пути. Что, да конечно будут какое-то ограничения, но они будут направлены на лечение, направленны на скорейшее достижение здорового состояния.
Вы можете сами продолжить от имени вашей «взрослой части» искать и говорить самой себе слова поддержки, которые необходимы именно вам и именно сейчас. Вы можете и дальше от имени вашей «взрослой части» подвергать сомнению ваши страхи и проверять их на соответствие действительности.
Вы можете и дальше от имени вашей «взрослой части» баловать и поддерживать вашу внутреннюю прекрасную и, я уверена совершенно очаровательную внутреннюю девочку. Интересно сколько ей лет, как вам кажется?
И еще, попробуйте хотя бы несколько раз в день обнимать саму себя определенным образом: одну руку, скажем правую, вы кладете себе под мышку (большой палец снаружи), а вторую руку кладете поверх правой и придерживаете себя за локоть. Попробуйте первый раз посидеть в такой позе и почувствовать те изменения, которые происходят в вашем теле. Если будет возможность, посидите в такой позе до тех пор, пока ваше тело не сделает самопроизвольный выход.
К сожалению, рамками ответа не охватить всего спектра упражнений и советов, которые позволяют нам оставаться устойчивыми и гибкими в сложные моменты нашей жизни и надеюсь, что приведенные мною техники разговора с внутренним ребенком и поддержка себя, как их назвал Петр Левин «исцеляющими прикосновениями» будут вам полезны.