Я пассивен и боюсь перемен. Как обрести силу духа?

Вопрос психологу:
Я изначально интроверт. Мои родители были холодны на проявление чувств и не научили меня самостоятельности и ответственности. Я всю жизнь был очень робким, пассивным и социофобом. До 30-ти лет жил замкнутой, унылой и серой жизнью. Не умел нормально общаться с людьми, очень мало знал об окружающем меня мире, был крайне не продвинутым, социально диким. Этот образ жизни, это состояние, со временем усиливалось, я к нему привыкал и всё больше в него погружался и мне было всё сложнее и сложнее ощущать себя в мире и обществе. Я жил в постоянной депрессии, с очень низкой самооценкой и ничего хорошего в моей жизни не предвиделось. Потом всё изменилось. Я случайно познакомился с одной девушкой, у неё было много друзей и богатая социальная жизнь, она решила мне помочь и стала выводить меня в люди. Поначалу это было не очень интенсивно, а через какое-то время она и несколько её друзей открыли концертный клуб и я стал частью команды этого клуба. Занимался там разной работой, всего понемногу. Это продолжалось три года и было просто невероятно для меня. Я попал в новый, удивительный мир! Множество людей, разные интересные мероприятия. Мне было очень тяжело, я был чужим в том мире, но постепенно волей-неволей учился и рос над собой.
Я очень многому научился и вышел оттуда человеком, который более-менее способен влиться в социум и не чувствовать себя, будто среди инопланетян. Но моя социофобия никуда не делась. Она лишь прошла некую шлифовку и стала более податливой. После этого прошло ещё несколько лет.
Здесь следует сделать отступление и рассказать о моей личной жизни. Её совершенно не было. Мой единственный опыт в этом плане был в возрасте 22-х лет, когда я смог сблизиться с одной девушкой и произошло это лишь благодаря её инициативе. Мы встретились несколько раз, был какой-то секс, очень некачественный. Морально я был к этому совершенно не готов, был слишком инфантилен. На этом всё. Даже те три года в клубе, где, как говорится, сам бог велел, я был не в состоянии что-либо предпринять в этом направлении, моя социофобия, робость, закоплексованность были слишком сильны.
Год назад я попал на вечеринку и употребил там MDMA. Благодаря его воздействию, я смог сблизиться с одной девушкой, после вечеринки отвёз её домой, потом мы ещё какое-то время встречались. На следующий день после той вечеринки я проснулся другим человеком. Это было совершенно удивительно! Я почувствовал, буквально ощутил, как те барьеры, которые сковывали меня всю жизнь, пропали. Я сорвался с цепи и начал делать то, чего не способен был делать всю свою жизнь. Начал активно тусить, у меня появились друзья, появились опыты с девушками. Впервые в жизни я почувствовал желание жить! И тут я столкнулся с проблемой. Хоть моя социофобия и была повержена, но опыта и тонких навыков в общении с людьми у меня по прежнему не было. Страх прошёл, но грубость и неотёсанность остались. Я занялся решением этой проблемы и уже несколько месяцев читаю книги по психологии общения и практикуюсь по возможности. И, в общем и целом, хоть мне тут и есть над чем ещё поработать, но эту битву уже можно считать выигранной. Ура!
Остаются две других больших проблемы. Робость и пассивность. По части робости я понял, что это в большей степени именно социальная робость, проявляющаяся в иерархических взаимоотношениях между мужчинами. Я нашёл ей решение, занялся спортом, тайским боксом. Это очень хорошо помогает в обретении уверенности в себе, но это касается больше аспекта физической силы, а вот моральной по прежнему сильно не прибавилось.
И вот остаётся пассивность. Я нерешителен и медлителен в принятии решений. Слаб духом. Боюсь перемен. Довольно безответственен как по отношению к себе, так и окружающим, к своей жизни и своему будущему, и если говорить о личной жизни, то я совершенно не чувствую готовности к принятию на себя такой ответственности. У меня были случаи, когда я проявлял слабость характера и совершал недостойные поступки и я знаю, что могу сделать это вновь. Я предавал и боюсь, что могу предать снова. Это очень пугает. И сейчас вижу своей главной задачей победить эту проблему. Мой мозг так научен и выбирает комфортную для себя тактику поведения. Как его переучить? Различные советы, которые можно найти в интернете — полнейшая ерунда, всё равно что советы коуч-тренера для больного шизофренией. В общем, ищу креативные решения на тему — как обрести решительность и силу духа. Хочу стать человеком, которому море по колено и который может свернуть горы, если потребуется. Какой опыт может заставить мой мозг переучиться?
Автор вопроса: Сергей Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Соловьева Анна Романовна.
Здравствуйте, Сергей!
Сложно согласиться с вашими оценками себя, как робкого и пассивного, учитывая весь ваш опыт и достигнутые такие кардинальные изменения в столь ограниченные сроки. Было бы уж совсем фантастически, если бы после 30 лет замкнутого и очень ограниченного образа жизни вы вдруг трансформировались в диаметрально иную личность, как Илья Муромец, испивший живой воды  (надеюсь, этот исцеляющий эффект не следствие регулярного употребления MDMA?) .
Конечно, остаются какие-то привычные защитные механизмы и копинг – стратегии. То, что вы рефлексируете на тему собственных слабостей характера, уже важный шаг на пути к желаемым изменениям. Теперь надо более пристально изучить эти проявления: в каких ситуациях, с кем, что чувствую, что думаю… а главный вопрос – какую свою потребность я так удовлетворяю? или подавляю? Опираясь на эти ответы можно искать альтернативные способы удовлетворения своих потребностей и постепенно заменять привычные поведенческие реакции. Думаю в вашей «новой реальности» полно альтернатив, которые пока что для вас в «слепой зоне». Здесь может помочь индивидуальная или групповая психотерапия.
Также хочется предостеречь вас от попытки беспощадной трансформации своей личности, без учета индивидуального набора качеств. Как если бы вы могли просто взять и перевести все шкалы на «панели управления психикой» из одного крайнего полюса в другой. Разнообразие эмоциональных реакций, гибкость поведенческих стратегий, широта восприятия и умение находить баланс дадут больше гармонии внешнего и внутреннего, чем стремление всегда находиться в фиксированном состоянии (готовности, ответственности, энергичности, активности, силы). Это может стать очередным капканом - капканом сверхожиданий.
Ведь когда-то вы только строили иллюзии о личной жизни, а сейчас вы говорите о принятии ответственности, о своей не готовности – это уже совсем другой уровень осознанности. Такое признание и критичность достойны уважения гораздо больше, чем необдуманный риск с дальнейшим крушением надежд, а порой и судеб (семья, дети).
Возможно ваш мозг не только «выбирает комфортную тактику», но и просчитывает максимально безопасные и эффективные стратегии. И в целом он заслужил признания за уже имеющиеся заслуги.
Уверенна, вы идете в верном направлении. Чтобы помочь вам с конкретными рекомендациями, нужна более детальная работа.
Успехов Вам.
С уважением, Анна.