Как стать уверенной? Хочу стать раскрепощенной, веселой и интересной как раньше.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Вика, и я не знаю точно в какую категорию отнести свой вопрос. Просто опишу все что чувствую.Я замужем, у меня двое детей, хороший дом, машина, есть работа. Но я постоянно чувствую неуверенность в себе, когда общаюсь с мужем, переживаю что неправильно воспитываю детей, работа не приносит мне должного удовольствия, возможно потому что я не развиваюсь в этой сфере, а стою на месте. Я работаю парикмахером уже 5 лет. Мне сложно находиться в компаниях знакомых и не знакомых мне людей. Мне кажется я скучна и не могу поддержать беседу, а когда могу, то продолжаю молчать, потому что кажется что скажу какую-то глупость и все воспримут меня как необразованную и неуверенную в себе личность. У меня нет лучшей подруги, хотя я очень дружелюбна, добра и всегда могу выслушать, помочь и подсказать, но от этого друзей больше не становится. Когда я была в декрете, то моими собеседниками были муж и дети, я настолько закомплексовалась в себе тогда, что даже в магазине не могла внятно произнести что мне нужно. После все стало лучше конечно, но я просто научилась это скрывать. Я чувствую что мне не хватает внимания, похвалы, уверенности в том что я лучшая. На этом фоне я часто ревную мужа, обижаюсь просто так. Я не знаю как мне найти хороших подруг, чтобы я могла договориться о встречи и поболтать за чашкой кофе. Я не знаю о чем начинать разговор, как продолжать, я стесняюсь себя и мне кажется я как отшельник. Раньше, в школе я была очень популярна, все говорили какая я умница, красавица, было много друзей, я не была одинока. Что случилось потом я не понимаю, но очень хочу стать такой же уверенной, раскрепощенной, веселой и интересной. С чего начать? Может есть какие-то практики? Книги? Буду вам очень признательна! Спасибо!
Автор вопроса: Виктория Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Виктория, добрый день,
Спасибо за Ваше обращение. Вы пишите, что постоянно испытываете неуверенность в себе, это проявляется в общении с мужем, друзьями. Вам кажется, что Вы скучная и не можете продолжить беседу, а когда можете – продолжаете молчать, т.к. Вам кажется, что Вы можете сказать глупость и другие воспримут Вас как необразованную и неуверенную в себе.
Уточните, пожалуйста, правильно я понимаю, что после декрета Вы стали себя чувствовать неуверенно? Могли бы, пожалуйста, вспомнить, в какой именно момент неуверенность в себе стала нарастать? После какого именно события либо череды событий?
Уточните, пожалуйста, как строятся Ваши отношения с мужем? Чувствуете ли Вы, что он Вас поддерживает и открыт к Вашим просьбам? Считаете ли Вы Ваши отношения доверительными?
Вы также пишите, что Вам не хватает внимания, похвалы, «уверенности в том, что Вы – лучшая». Уточните, пожалуйста, как близкое Вам окружении (муж, родители) относятся к Вам? Подбадривают ли они Вас либо отношения кажутся Вам иными (напряженными, принижающими)? Говорите ли Вы близким о том, чего именно Вам не хватает в отношениях? Если да, то каким образом?
Уточните, пожалуйста, если бы Вы чаще слышали со стороны близких похвалу и одобрение как бы это повлияло на Ваше самовосприятие?
Также предлагаю попробовать проработать одну из основных мыслей, которая «питает» Ваше чувство неуверенность в себе: «Мне кажется, что я скучная и, если я выскажу свою мысль, мои собеседники подумают, что я необразованная и неуверенная в себе».
1. Насколько достоверной Вы считаете эту мысль (оцените от 0 до 10, где 0 совсем не достоверна, 10 – очень достоверна).
2. Какие доказательства есть у этой мысли? Приведите, пожалуйста, примеры.
3. Приведите, пожалуйста, примеры обратного – какие факты опровергают эту мысль? Здесь хорошей опорой будут примеры из Вашей жизни, когда Вы чувствовали себя уверенно – в школе либо до декрета. Это тот позитивный опыт, на который Вы сможете также опереться.
4. Каким будет наиболее правдоподобное объяснение в этом случае? Например: «Реакция моих собеседников на мои высказывания может быть разной, но, скорее всего, они спокойно отреагируют на мои слова и не посчитают меня необразованной и неуверенной в себе». Уточните, пожалуйста, что Вы почувствуете, если сможете поверить в это утверждение? Как изменится Ваше настроение?
Виктория, в Вашей ситуации очень важно:
А) регулярно отслеживать и прорабатывать негативные мысли о себе, которые Вы осознаете в той или иной ситуации. Т.к. именно эти мысли влияют на Ваше самовсоприятие и формируют негативное представление о самой себе. Важно отнестись к себе бережно в этой ситуации, с состраданием, поддержать себя и не ждать каких-то «быстрых» результатов. Работа с убеждениями требует времени и регулярности, а также поддерживающего и сострадательного отношения к самой себе. Как Вы поддерживаете себя обычно? Как Вы себе помогаете? Как себя хвалите? Попробуйте составить список таких поддерживающих фраз и обращайтесь к ним всякий раз в случае необходимости.
Б) Второй важны аспект – это нахождение в доверительных безоценочных отношениях, где Вы не пытаетесь быть «лучшей», а где Вы являетесь самой собой и можете спокойно, без лишнего напряжения говорить о том, что для Вас важно, выражать себя и получать позитивный отклик от собеседника, без лишнего страха и беспокойства.
Уточните, пожалуйста, есть ли в Вашей жизни подобные «терапевтичные» отношения? Очень важно, чтобы они были уже сейчас. Т.к. именно в подобных отношениях человек «залечивает» свои раны и постепенно лучше узнает сам себя и научается выражать себя, обретая внутренние опоры (позитивный образ себя, умение себя поддержать, уверенность в своих силах, умение просить помощи в случае необходимости и пр.).
Буду рада ответить на вопросы и продолжить работу в случае необходимости.
Берегите себя.
С уважением,
Алёна