Уехать домой или остаться, там где хорошо?

Вопрос психологу:
Доброе утро, всю ночь не могу уснуть, потому что мне нужно принять важное решение.
Всю жизнь я жила в стране "третьего мира" и сейчас у меня появилась возможность жить в перспективном городе. Мои родители - мать постоянно в работе, отец алкоголик. Не могу вспомнить когда жизнь с ними была приятной и спокойной, всегда приходилось наблюдать скандалы (крики, какие-то выяснения отношений. без драк, и на том спасибо), никогда не воспринимала их как родных или близких мне людей. Перетерплю нахождение в их присутствии и ладно, так и живем. С мамой мы общаемся, вроде нормально, за исключением когда она ругается из-за ерунды. Папа вообще не разговаривает со мной, да и что с ним разговаривать, у него вместо мозгов холодец. Мама ненавидит его, жалуется мне на него, даже когда я говорю ей что меня достала эта тема.
Не знаю почему, я всегда была какой-то обеспокоенной за что-то, вроде проблем нет, а я переживаю и накручиваю себя. Последние пару лет нервная, иногда меня легко заставить кричать.
5 Месяцев назад приехала с мамой в Минск к брату из Казахстана, мама уехала через месяц а я осталась искать работу ((так и не нашла работу с оформлением, это нужно для того чтобы был повод прибывать в стране дольше 90 дней), видимо трудоустраивают как положено только действительно хороших специалистов, а у меня недостаточно опыта в деле которым я занимаюсь). Наконец я осталась одна, моя раздражительность начала исчезать, я не беспокоюсь о проблемах родителей, которые не могу решить. Первое время я настаивала на том что мне нужно уехать домой и заниматься развитием своих навыков чтобы наконец найти достойную работу, но мама настаивала на том чтобы я осталась и начала высылать мне деньги на съемную квартиру чтобы я могла жить отдельно от брата и его семьи. Тогда я поняла как здорово жить в одиночестве, я стала чувствовать себя на свой возраст, раньше мне почему-то казалось что я старуха в теле ребенка. 3 Месяца я активно пробовала найти работу для повода продлить прибывание и подрабатывала на профессиях "для каждого второго" и маникюре, потом поняла что это бесполезно и стала больше времени уделять удаленной работе в сфере того что мне интересно. Также у меня появились хорошие знакомые и друзья. Раньше, живя дома, единственным моим развлечением и способом общения был интернет, я жила без телефона поскольку не считала что он нужен, ведь я никуда не выходила. А выйти было и некуда. И не с кем. После окончания первого курса в колледже я бросила учебу и стала сидеть в своей комнате. В общем как жизнь на карантине, только длиной в три года. Дни тянулись тяжело и медленно, это было похоже на хождение по кругу, как-будто один и тот же день заканчиваясь начинается снова, а ты не можешь найти выход.
Только недавно жизнь стала протекать легко. Я поняла что место жительства много на что влияет, у меня наконец есть возможность осуществлять свои идеи, друзья удивляются моей активности.
Мама хочет чтобы я жила здесь и предложила пойти в университет, готова оплачивать мне квартиру и обучение. Недавно они с папой закончили платить кредит за дом, им за 50. Пока свой заработок я могу тратить только на одежду или походы куда-нибудь. Я знаю что могу учиться дома тому что нужно мне, мама считает что обучение в университете что-то даст мне, надеюсь оно не отнимет у меня время наоборот. Я знаю как все это дорого, мама просит не переживать за деньги. Возвращаться домой не хочется, для меня это моральное насилие, мне снова будет грустно и одиноко, достижения в работе в компьютере не ощутимы когда вокруг никто не понимает чем ты занимаешься, для меня снова достижением будет выход на улицу во двор, поход в спортзал или общение с продавцом в магазине ( о да, приходилось пересиливать себя чтобы сделать это). Дома я боялась темноты и всего такого, всегда думала что буду боятся жить одна, но наоборот я ни разу не чувствовала себя в опасности.
Здесь все время что-то мотивирует меня, заставляет жить, я каким-то образом успеваю кучу всего, скорее всего посещая университет я буду и успевать работать, может даже хватит время и на встречи со знакомыми. Дома я буду развивать свои навыки в унынии, без отдыха от бетонных стен. Из нашей страны все уезжают, поэтому мне и тяжело найти друзей, даже если нахожу то их трудно вытащить куда-нибудь. Там тяжело верить в себя почему-то.
Также я уже почти год не могу пережить расставание с парнем, когда я остаюсь одна или не нахожу новых знакомых или когда день проходит дома я начинаю сильно загоняться и вспоминать прошлое, вспоминая, как он вытягивал меня из депрессии, из-за него я чувствовала себя счастливой просто так.
Я не знаю как поступить, мне тяжело принять решение поехать домой, дело даже не родителях, а в стране, конечно говорят что жить жизнь можно где угодно, и что все зависит от тебя самого, но я в этом сомневаюсь уже.
У меня есть чувство что жизнь заканчивается и нужно быстрее пожить так как мне хочется иначе потом закончится вся энергия, не могу понять что вызывает такое ощущение.
Мама просит не беспокоиться за их деньги, хотя как тут не беспокоиться, могли бы отдохнуть где-то или купить машину вместо моей учебы...
Какое бы решение я не приняла, изменить его можно будет не раньше чем через полгода.
Заранее благодарю за ответ.
Автор вопроса: Катерина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Журавель Ольга Николаевна.
Добрый День, Катерина!
Вы знаете, читая вашу историю у меня сложилось впечатление, что вы уже знаете ответ на ваш вопрос. Но либо не видите его, либо что-то мешает вам окончательно его принять.
Именно в этом я и хочу вам попробовать помочь. Я предлагаю вам две техники. Они обе очень эффективны в таких ситуациях, так что выбирайте, какая вам больше по вкусу, или сделайте обе.Надеюсь это поможет вам проявить ответ, который уже есть внутри вас и решить дилемму.
1. Выделите себе время, чтобы никто и ничто вас не отвлекало. Думаю, часа-полутора будет вполне достаточно. Подготовьте 2 листа для рисования формата А4 или больше (но не меньше), цветные краски (рекомендую гуашь и рисовать пальцами) или цветные карандаши. Сядьте за стол (или то место, где будете рисовать), положите перед собой один чисты лист и откройте краски (достаньте карандаши). Примите удобную позу, проследите, чтобы руки и ноги не были перекрещены, закройте глаза. Выровняйте дыхание, дышите чуть медленней и глубже чем обычно. Расслабьтесь – мысленно пройдитесь вниманием по всему телу расслабляя каждую мышцу. Теперь погрузитесь в ваше прошлое. В то время, когда вы жили у себя на родине, с родителями. Окунитесь с головой в эти воспоминания. Вспомните, как вам тогда жилось, чем была наполнена ваша жизнь, кто и что вас окружало, как вы себя чувствовали, ощущали, кем вы были в той жизни. Погрузитесь в эти ощущения, напитайте ими себя и визуализируйте перед глазами образ той жизни и себя в ней, зафиксируйте его в своем воображении. А теперь медленно откройте глаза и постарайтесь перенести этот образ на бумагу. Тут совершенно не нужна художественная точность, отключите своего критика, рисуйте все, что рисуется, хоть каляки-маляки! Важно перенести свое внутреннее состояние с помощью красок на бумагу, а не сдать экзамен в художественную академию. Рисуйте до ощущения полного внутреннего удовлетворения, пока не поймете, что все… добавить больше нечего. Отложите рисунок в сторону.
Встаньте, пройдитесь, выпейте воды или чаю, сделайте небольшой перерыв. Затем вернитесь назад, положите перед собой оставшийся чистый лист, краски/карандаши, примите удобную позу, закройте глаза, настройте дыхание, расслабьтесь и погрузитесь в недавнее прошлое и настоящее. В ту жизнь, которой живете сейчас в Минске. Занырните в нее с головой, вдохните ее полной грудью, позвольте ей захлестнуть вас. Ощутите, как вам сейчас живется, чем наполнена ваша жизнь сейчас, кто и что вас окружает, как вы себя чувствуете сейчас, что ощущаете и кем. Напитайтесь ответами на эти вопросы и найдите образ вашей новой жизни. Зафиксируйте его в своем воображении. И снова, открыв глаза, постарайтесь перенести его на бумагу. Также, рисуйте до ощущения полного внутреннего удовлетворения. Закончив, отложите в сторону и этот рисунок.
Встаньте, пройдитесь, сделайте небольшой перерыв, немного отдохните и возвращайтесь к вашим рисункам. Положите оба перед собой на стол и посмотрите на них. На который приятней смотреть? Какой из них вам нравится больше? Какой притягивает к себе? Вызывает больше положительных чувств и эмоций? На этих рисунках нарисована ваша жизнь, точней возможные пути ее развития. Посмотрите на них внимательно. Каким путем вам ХОЧЕТСЯ пойти? Поняли? Тогда вперед – доверьтесь себе. А что на счет сомнений – возможно это будет поводом для вашего следующего вопроса)))
2. Начало у второго способа точно также – выделить себе час-полтора свободного времени. Взять лист бумаги, разделить напополам и в самом верху написать 2 заголовка «Остаться в Минске» (в одной половине) и «Вернуться на родину» (в другой половине). Теперь разделите первую половину еще на 2 части, запишите подзаголовки: «Все плюсы/преимущества жизни в Минске» и «Все минусы/недостатки жизни в Минске». В эти колонки, следовательно, вы будете вписывать абсолютно все плюсы и минусы, какие вам видятся в жизни в Минске. Повторите тоже для оставшейся половины, вписав подзаголовки «Все плюсы/преимущества жизни на родине» и «Все минусы/недостатки жизни на родине» и записав в них все преимущества и недостатки (именно для вас лично) жизни на родине. Теперь оцените написанное, возможно решение будет очевидным.
Дам подсказки, как поступить, если особого перевеса в количестве пунктов не будет.
1) Нужно все пункты, в каждой колонке, разделить по их важности и значимости для вас (например, важные, средне важные, незначительные). Затем переписать в такую же таблицу, но тут уже в каждой колонке пункты будут располагаться не в разброс, а делиться по рейтингу, что должно помочь сделать выбор. Для лучшей визуализации, вы можете записывать разные уровни значимости разными цветами. Например, сначала красным цветом прописать все важные пункты, затем синим – средне важные и в самом конце зеленым дописать незначительные.
2) Или же еще один вариант, математический. Тут следует оценить и записать баллы напротив каждого пункта, насколько он является для вас важным и значимым, из максимальных 100 баллов. Затем просуммировать баллы в каждой колонке отдельно и записать результаты подсчетов, каждый под свою колонку. Затем от суммы баллов колонки «Все плюсы/преимущества жизни в Минске» отнять сумму баллов колонки «Все минусы/недостатки жизни в Минске», проделать те же действия для колонок «Все плюсы/преимущества жизни на родине» и «Все минусы/недостатки жизни на родине». Сравнить две полученные цифры. Принять решение :)
Возможно не совсем в тему, но хочу сказать пару слов по поводу советов и принятия решений. Конечно, совет спросить можно и даже нужно, особенно, когда ты растерян или тебе не хватает информации. Но окончательное решение желательно принимать самому, чтобы со временем не ощутить, что живешь не свою жизнь, а непонятно чью. Ведь никто на свете, не может знать на все 100%, что нужно именно вам. Когда вы были младенцем, даже ваша мама не знала наверняка что вам нужно. Она училась угадывать ваши желания и потребности. Когда вы плакали она, перебирала возможные варианты: вы проголодались? вам холодно? животик крутит? или пеленки намокли? Она не знала этого наверняка. А уж вы, безутешный розовый комочек, точно знали почему плачете.
Знать, что мне нужно на самом деле, в чем я нуждаюсь – это врожденная способность здорового человека. Однако при воспитании и социализации в детях стараются максимально развить послушание, привить им определенные нормы, правила поведения и реагирования на обстоятельства, нарушая которые они будут чувствовать вину. Такие дети намного удобней, создают меньше хлопот и ими легче управлять. А то, что бесценный, врожденный навык умения слышать себя, при этом очень сильно снижается, иногда исчезая совершенно, волнует не многих. Последствия этого – люди перестают себя слышать, доверять себе, своим ощущениям, живут разрекламированными ценностями, навязанными желаниями и пропиаренными потребностями. И им приходится либо заново учиться слышать себя и доверять себе, либо жить опираясь на мнение других.
Похоже я немного увлеклась, пытаясь раскрыть свою мысль. Повторюсь, что хотела сказать, что в серьезных вещах, окончательное решение необходимо принимать самому. Слушать себя, свои чувства, эмоции, доверять своим желаниям и ощущениям. Что никогда не стоит полагаться только на советы других, перекладывая тем самым ответственность за свою жизнь на кого-то другого, ведь не он будет проживать вашу жизнь.
Очень надеюсь, что вы сможете принять правильное для вас решение и снова спать спокойно.
С уважением, Ольга Журавель