Сижу дома, муж работает. Беспокоит постоянное чувство тревоги.

Вопрос психологу:
Я мама двух детей. Замужем. Сижу дома, муж работает. Он мой второй муж. Он старше меня на много лет. Мы с ним никуда не выходим. Я ни с кем не общаюсь. Я никуда не хожу гулять. У меня нет ни друзей, ни подруг чтобы просто поболтать. Не хочу общаться с родными мужа. Меня это особо не волнует, но в последнее время мне все начинало надоедать. Я часто срываюсь на детей, говорю им ужасные слова. Я очень устала кричать на детей, я просто истощена. Я постоянно испытываю страх, если что то скажу мужу он прибьет меня или он насмехается надо мной. Мне не хватает сил все бросить и идти. Я вообще по жизни была замкнутой училась хорошо, была отличницей. Мама и папа постоянно ругались, папа постоянно пил. Мама говорила… что не развелась с папой, потому что жила с ним ради детей. Я постоянно в детстве испытывала чувство вины. Была скрытной, у меня всегда не было друзей. Была подруга в детстве и то мои родные не любили и постоянно критиковали ее. Первого мужа я любила и сейчас мне его не хватает. Не хватает его поддержки и шутки. Мы с ним говорили душа в душу. А второй муж не понимает меня и ему не интересны мои переживания. Я в полном отчаянии. уходить от второго мужа я не смогу потому что от него завишу материально и есть дети. Дети очень любят отца и он тоже души не чает от детей. Мне нужна помощь и вопрос в каком направлении мне двигаться? Я не уверена в себе, чувствую постоянную тревогу, не могу сразу уснуть, постоянно думаю о прошлом. Я чувствую себя раздавленной. Начиная с 2-3 месяца назад до этого момента я читала различные книги, мотивирующие видео и т.д. но не давно поняла что ничего не изменилась, что такая же как была не уверенная, запуганная, одинокая... Как мне избавиться от чувства тревоги и наслаждаться жизнью?
Автор вопроса: Оля Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Ховрина Вероника Евгениевна.
Здравствуйте, Ольга
Я очень ценю, что Вы обратились ко мне
Ольга, первое с чего мне хотелось бы начать, это чувство одиночества, которое, исходя из текста, Вы испытываете. Насколько я понимаю, это чувство у Вас тянется из детства, и является уже выученным. Очень часто деструктивное поведение и отношения родителей имеют негативное влияние на то, как мы строим отношения с людьми в будущем. Часто неосознанно мы перенимаем модель поведения наших родителей. Ольга, Ваша мама когда-то сделала выбор – испытывать дискомфорт, но жить с мужем ради детей. Такой «выбор» стал причиной Вашего чувства вины, которое Вы испытывали за дискомфорт матери. И также, чувство долга (Вы вели себя тихо, спокойно и были отличницей).
В данной ситуации с мужем, Вы испытывает чувство страха, также со стороны мужа наблюдается обесценивание Вас, как личности – это негативно влияет на Вашу самооценку, а также на восприятие детьми «семьи в целом». Важно донести мужу, что Вы чего-то стоите, и подобное обращение с Вами неприемлемо, существуют границы, нарушив которые, можно причинить вред другому и расценивать такое можно как эмоциональное или психологическое насилие. Причины такого отношения могут быть различные: от нехватки внимания до способа самоутверждения. Не бойтесь идти на мирный разговор с мужем.
Частые срывы и злость на детей – это причина внутреннего напряжения, тревоги и порой, эмоционального выгорания. Постарайтесь также думать о психологическом здоровье детей, им также важно чувствовать поддержку близких. Важно научиться строить отношения «родитель-ребенок» на взаимопонимании, порой наша злость (в данном случае на детей) не имеет никакой связи с поведением ребенка. Если всё же, поведение ребенка Вам кажется «плохим, негативным, заслуживающим наказания» причиной может быть борьба за внимание или неосознанная реакция на напряженные отношения в семье. Учитывая этот фактор важно контролировать чувство злости направленное на детей.
Ольга, насколько я понимаю, также ведущим чувством является чувство тревоги. Важно понимать, что тревожность – это определенный физиологический механизм, полностью избавиться от которого мы не можем, можно её только уменьшить. Чрезмерная тревога может быть причиной заниженной самооценки, или даже прокрастинации. Для начала, постарайтесь отслеживать состояние тревоги, которое имеет начало и конец (сколько длится, когда начинается, когда заканчивается). Следующее, это понять, что тревога существует автономно. Тревога отдельно, события отдельно. Также, важно понимать, что за нашей тревогой порой скрывается желание держать всё под контролем, это желание может быть навязанным воспитанием. Недоверие к миру, убеждение, что в каждый момент может произойти что-то ужасное также причина тревоги, но следует понимать – сбывается меньше 1% нашей тревоги. Вы тратите огромное количество энергии, чтобы постоянно поддерживать чувство тревоги, гораздо меньше энергии уходит на решение проблемы по мере её наступления. Насколько я понимаю, в данной ситуации, можно сказать, что Ваши тревожные мысли родом из будущего. Вы не уверены в отношениях со своим нынешним мужем. Если же тревога явным образом портит качество Вашей жизни, в такой ситуации важна последовательность. Быть последовательным и дать себе время – принимать своё состояние, понимать себя! И последнее, важно научиться отдыхать, целенаправленно расслабляться, осознанно дать себе время на отдых БЕЗ тревожных мыслей.
Ольга, Ваша неуверенность часто может быть вызвана высокими требованиями к себе. Делайте, но не ожидайте высоких результатов. Делайте это так, как умеете и цените себя.