Как справиться с постоянной тревогой?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Я окончила школу с золотой медалью и университет с красным дипломом. Сейчас передо мной стоит выбор дальнейшей жизни и работы. Я живу с папой, мама умерла два года назад. Пока я училась в вузе, я ощущала стабильность, знала, что меня ждёт и знала свои конкретные цели до завершения обучения. Проблемы с тревожностью, апатией ( не могу сказать депрессией, ведь это диагноз, а мне его не ставили) появились в старшей школе, ЕГЭ усугубил ситуацию, а сессии в вузе каждый раз добавляли расстройства. Я чувствую постоянную неуверенность в себе, в своих действиях, на все комплименты реагирую примерно "меня просто жалеют" либо "это сарказм". Поэтому я даже себе честно не признавалась, что у меня есть желание работать в сфере, смежной с полученным мной образованием. Казалось бы, успехи в учении и в творчестве должны давать уверенность, ведь не все люди могут закончить на красный, кто бы что не говорил про то, что оценки - не показатель знаний, возможно, но это точно показатель способности работать и добиваться целей. Я не считаю себя глупой, как пробка, но не уверена в своих силах. Поэтому, ответственность на будущей работе уже сейчас добавляет мне стресса. У меня есть некоторые другие проблемы - мне сложно работать с людьми, например, в сфере обслуживания. Если б мне срочно нужна была работа, я бы могла выйти кассиром и т.д., но меня останавливает то, что я не хочу работать на работе, которая не будет мне доставлять никакого удовольствия, которая никак не связана с моим образованием. Я бы хотела минимизировать контакты с такими "клиентами", потому что буквально любое злое слово выводит меня из равновесия. Я могу вспоминать о таком случае долгие годы после. Поэтому моей мечтой стала работа в библиотеке. Проблем с деньгами на данном этапе нет, я разговаривала с папой, чтобы выяснить, нужно ли мне сейчас же бежать устраиваться на любую работу. Он сказал, что не нужно, что я могу поучить язык, как хотела. Выучить немецкий - одна из моих мечт, вторая - работать в библиотеке. Как кажется, у меня есть план - поучить язык и дождаться, пока появится интересующая меня вакансия. Но тревожность только сильнее "расцветает буйным цветом". Пока занятия не начались, я сижу дома. Не просто сижу ничего не делая - у меня есть распорядок, я готовлю еду каждый день, убираюсь, хожу в магазин и тд. Также, я обязательно читаю интересующую меня научную литературу, художественные книжки для развлечения, играю на пианино. Я для себя понимаю, что живу не скучной жизнью, но постоянно думаю о том, что в глазах отца и родственников я просто тунеядец. У меня были периоды спокойствия, когда я принимала Новопассит, ходила сама на прогулки, готовила разные блюда, читала, смотрела образовательные видео об искусстве и науке. Я жила своей желаемой жизнью, о которой мечтала:" Скорей бы окончить учёбу и почитать книги, которые я хотела. Или наконец поиграть на пианино и попеть". Сейчас же меня выбил из колеи разговор о моём будущем, я просыпаюсь с неконтролируемым страхом, испытываю панические атаки. Мелкие неурядицы, вроде выходок домашних животных, выводят меня из равновесия, я начинаю думать о том, что скоро мне придётся уходить из дома на работу, я не смогу поддерживать дом в чистоте. Каждый раз такие мысли выводят меня на более упаднические - я не знаю, зачем живу и чего хочу, не хочу работать на механической работе с утра до ночи и не иметь возможности даже почитать. Появляются мысли, что если б была жива мама, такого бы со мной не происходило. Я совершенно расстроена. Родственники постоянно спрашивают: "А что с работой?", "А что делать?" и проч., хотя я обозначила, что сейчас пойду поучить язык. Наверное, это не выглядит в их глазах учёбой, как, например, магистратура. Когда все эти мысли превращаются в снежный ком, я не могу с ними справляться, постоянно нахожусь в состоянии тревоги. Иногда успеваю поймать себя и заставить глубоко подышать 10 раз, и мне становится легче, но чаще я ухожу в дебри мыслей. Чтобы немного оправдать сидение дома "на каникулах", я стала заниматься фрилансом, немного, но это считается работой. Мне стыдно перед окружающими за то, что я не вышла работать на завод к 8 утра сразу же после того, как получила диплом. Но я не вижу смысла в работе, на которую можно было выйти просто после школы, не получая высшего образования. Вуз для меня был не просто корочкой на выходе, а способом заняться творчеством - петь в коллективе. Специальность я выбрала такую, на которой бы можно было учиться с интересом, и которая бы дала возможность устроиться в библиотеку ( но про нее никто даже не знал, я не признавалась. Люди неадекватно реагируют на такое, в их головах библиотек - пыльный угол с книгами, а не полноценно функционирующий орган культуры). Поэтому, даже когда я объясняю свои планы, и когда родственники соглашаются, что я не бездельник, я всё равно продолжаю терроризировать себя. Из-за этого я забываю про свои цели и начинаю тревожиться из-за возможных проблем на работе и вообще во взрослой жизни. Добавляется еще неуверенность в том, что даже с работой в библиотеке я не буду справляться, не смогу работать в компании, где требуется знание немецкого, если я его выучу и смогу применять на практике.
Заранее благодарна за помощь.
Автор вопроса: Олеся Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Мололкина Светлана Владимировна.
Здравствуйте, Олеся. В Вашем письме действительно много тревожности по поводу будущего, самопрезентации, отношений с коллегами и клиентами, которых еще нет, но есть детский опыт взаимодействия с миром - которому Вы на данный момент доверяете больше, чем объективной реальности. Ведь на самом деле вы осознаете, что у Вас прекрасные данные (талант, трудолюбие, творческий склад) - т.е. есть все для успешного старта к намеченной цели, но....за ноги держит так называемый синдром самозванца (прочтите об этом самостоятельно в интернете), а руки сковывает страх неудачи, педантичность (отсюда и страх начать - если не смогу выполнить работу на 5, лучше начинать не буду), где-то в груди ноет страх маленькой девочки, что ее непременно обидят, недооценят и она в любом случае будет страдать.
Такой сценарий Вашей жизненной "пьессы" написали когда-то родственники для маленькой девочки и она послушно принимает его до 22 лет.
Чтобы выйти из него, принять себя и оценить себя по достоинству, попробуйте поработать с самооценкой в психотерапевтической группе (сейчас можно найти онлайн, это и по стоимости дешевле), формат группы, в отличие индивидуальных занятий с психологом, подойдет Вам больше, т.к. одновременно будут прорабатываться проблемы взаимодействия с социумом.
Смотрите, Олеся, с владением музыкальным инструментом, вокалом, образованием гуманитарной направленности, можно помимо библиотеки просмотреть вакансии всех детских муниципальных клубов занятий творчеством. Возможно, работать с детьми Вам будет проще, чем со взрослыми. В библиотеках сейчас открыты досуговые центры разной направленности, проводятся тематические встречи - от исторического обзора конкретной области или города, до поэтических вечеров и психологических тренингов, занятость плотная, но при этом скользящий график выходных, что вполне можно совместить с курсами изучения иностранных языков - В вашем случае можно работать и учиться одновременно. Что бы на первых порах снизить эмоциональную нагрузку - можно идти на полставки, а через полгода, после акклиматизации - работать на полную ставку.
Так что, действуйте, Олеся, а что бы обмануть свою прокрастинацию, скажите самой себе, что Вы готовы к полному провалу, представьте во всех подробностях, что Вы не справились, не прошли испытательный срок, на Вас наорал начальник и остались недовольны клиенты. Прокрутите это как фильм несколько раз (минимум 5-6 раз)в воображении и когда от этого сюжета перестанет учащенно биться сердце и станет все равно - скажите себе - да, такое может случиться с каждым, поэтому и со мной тоже - это всего лишь опыт, а мене только 22 года, зато на этой работе я научилась....., что несомненно, пригодиться мне в другом месте. Работа - это не вся жизнь, поэтому ее можно поменять в любой момент. Можно даже изначально дать себе установку - я сознательно потрачу год, поработав по полгода на двух разных работах, которые не являются для меня значимыми (следовательно, можно не переживать из-за ошибок и неудач, т.к. на самом деле - это лишь некий трамплин к действительно важному для меня делу), а нужны для приобретения нужных мне навыков и затем отправлю резюме на работу своей мечты, придя туда морально подготовленной, с небольшим, но ценным опытом.
Желаю вам удачи, Олеся - уверена, у Вас все получится.