Я не чувствую силу. Как избавиться от чувства груза перед родителями?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Мои вопрос к вам. У меня негативные представление о работе, данный момент я не работаю. Но с детства подрабатывала в каникулах в 16 лет, я так стыдилась что продаю ободочки заколки в открытой барахолке, что меня загорелой и усталой увидят знакомые . Я не знаю какая работа мне нравится, мне ничего не интересно. А родители не давят на меня работать (прежде давили) , за это и спасибо. Оба родителя работают на тяжелой в нелюбимой работе всю жизнь. Я чувствовала вину за то что их работа тяжелая и платят мизерные деньги. Я то работаю чтоб зарабатывать то увольняюсь с работы потому что не хватает сил продолжать. У меня сильная утомляемость и устаю от людей.
От одной мысли что я должна помочь родителям, материально и во всем, они не должны чувствовать себя одинокими, кроме меня у них нету детей, я должна помогать облегчить их жизнь, такие мысли просто убивают меня, что нету сил даже что то делать. Когда ничего не делаю чувствую себя виноватой, мне стыдно что на данный момент не работаю. Я не хочу как свои родители всю жизнь работать на нелюбимой работе. Хотела бы сперва избавиться из чувства груза. Я как единственный ребенок в семье не с кем делить эту груз. Спасибо большое.
Автор вопроса: Рахат Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Якутова-Вега Людмила Сергеевна.
Здравствуй, уважаемая Рахат.
У каждого человека в жизни свои задачи. Даже точнее сказать, в каждом возрасте у каждого человека свои определенные важные задачи, не выполнив которые, приходят все перечисленные тобою проявления, описанные тобой в заголовке к письму.
На самом деле все начинается с рождения: когда ребенку становится невыносимо тесно находиться в животе мамы, даже превозмогая собственный страх, боль и абсолютную неуверенность, непонимание, что его ждет, а так же необходимость доставить своим рождением боль маме, ребенок вынужден родиться. Только так может произойти переход на новый уровень - когда по старому совсем больше нельзя. Даже при полной неизвестности, что будет дальше, ребенок рождается.
Не знаю, откликнется ли тебе это сравнение, но возможно именно это и происходит с тобой сейчас. При чем ты одновременно хочешь начать жить по другому, не так, как у родителей, и с другой стороны накрывает полное непонимание, что делать и даже некоторое замирание.
Знаешь ли ты о твоем рождении? возможно это же происходило и в самих родах. Ты спрашивала у мамы, как ты родилась? Возможно, ситуация родов была совсем иной и сейчас ты только проживаешь тему вины, которая передана тебе родителями (одно это уже достаточно сильно может давить). Но так же возможно и то, что повторяется сценарий, который был заложен в период родов (возможно это было кесарево сечение или другой подобный вариант вынужденного рождения, когда ты не была готова родиться, но ситуация вынуждала тебя). Если это именно этот вариант - для тебя важно родиться сейчас. Прожить свое рождение в статус самостоятельного человека, который выбирает свой путь, свою жизнь не из чувств страха/вины/обязанности, а в первую очередь прислушиваясь к своему внутреннему голосу: что меня зовет? куда я хочу? где мое место?
Конечно, у тебя есть внутренние ощущения обязательства перед родителями (скорее всего усиленные местными традициями), которые мешают услышать себя. Вина - абсолютно не ресурсное состояние, которое забирает много сил и порождает много сопротивления и даже гнева. Поэтому поговори честно сама с собой, спроси себя, что с тобой будет, если ты останешься не в согласии с собой, но стараясь заботиться о родителях и делать хоть что-то, но это что-то не отвечает твоим личным интересам и способностям. Посмотри, устраивает ли тебя свой собственный ответ.
И если нет, спроси себя, как ты хочешь; что ты хочешь.
Возможно, ответ будет приходить не сразу. Дай себе время услышать, что тебя зовет. Пусть даже дни и месяцы.
Возможно, ответ находится в самых далеких детских воспоминаниях - что тебе нравилось, в какие профессии ты играла, о чем мечтала. Либо посмотри, перед кем ты стеснялась показать свой уставший и загорелый вид. Кто были те знакомые, с которыми ты не хотела встретиться в том виде, или их родители - кем они были? возможно их профессии, качество жизни - то, что ты хотела бы для себя.
Есть, конечно, важные моменты, с которыми тебе есть смысл познакомиться помимо ответа на вопросы типа: "что я хочу?", "для чего я родилась?", "где мое место?".
Один из них - это отношения с деньгами, которые могут строиться не только так, как ты видела в родительской семье. С одной стороны, это определяющее в развитии ребенка, потому что ты могла привыкнуть не замечать других возможностей. С другой стороны - раз тебя смущает этот вопрос - займись его изучением. Посмотри, сколько вариантов предлагает мир сегодня (даже если ты живешь в маленьком городе). Интернет и телевидение дают нескончаемое количество идей для работы, самореализации, обучения и так же психологических консультаций и тренингов. А так же обрати внимание на книги, одна из первых, приходящих на память в этом направлении - "Алхимик" Пауло Коэльо.
При чем сегодня можно работать не только ради работы - сегодня время изобильно на творческие предложения, на невероятное количество проектов в любой сфере. Просто начни смотреть фильмы/читать/искать. Можешь даже пройти тесты на определение профессионального типа, показывающие профессии, подходящие именно тебе.
Мне самой они не очень интересны, поскольку лично у меня со школы было понимание, что я буду психологом (но это тоже как раз таки из-за семейной ситуации, которая хоть и была непростой, но дала мне таким образом возможность стать специалистом в любимой области). И так же я считаю, что каждый человек настолько уникален, что подобные тесты могут только примерно показать ему намек. Поэтому посмотри, почему нет. Может быть, ты найдешь там подсказки. Но больше всего я предложила бы искать тебе подсказки у самой себя. Даже при том, что ты находишься в сопротивлении и даже отрицании работы, спрашивай себя перед сном, когда мозг переходит из активного состояния в почти спящий "режим" - зачем ты родилась? где твой путь? Мозг и подсознание найдут возможность дать подсказки: через сны, через случайные встречи, идеи. Возможности мозга безграничны!
Хотя возможно, есть какой-то внутренний страх реализации с памятью чьей-то истории (либо даже своей истории из прошлых жизней, если веришь в них, конечно), который и блокирует начало твоего пути, который "заставляет" смотреть только на не совсем успешный опыт родителей. Но такие моменты я бы предложила смотреть на личной консультации, чтобы не пробовать угадать, а действительно двигаться вместе с тобой.
Да, действительно, есть моменты, которых лучше касаться только на индивидуальной работе. Если попробовать сузить мысли до письма - осознай, что является твоим (способности, идеи, желания, интересы, мечты) и что абсолютно не твое(чувство вины, давление). Хотя чувство вины очень хорошо умеет маскироваться под собственное чувство.
Напишу одну фразу, которая встречалась мне достаточно давно и я уже не помню автора, она звучит следующим образом: "Если ты чувствуешь обиду, спроси себя, что ты недодал тому, на кого обижаешься. Если ты чувствуешь вину, спроси себя, что ты недополучил от тех, перед кем ощущаешь себя виноватым". Фраза достаточно непростая для понимания. Дарю тебе ее и предлагаю не спешить ее понять, а дать ей время раскрыться пониманием, когда ты будешь готова осознать ее.
Если есть возможность разговора с родителями по душам, наверно, это может быть самым лучшим, что тебе нужно. Есть ли такой шанс? Смогут ли услышать тебя родители, если ты скажешь о своих переживаниях, если попросишь благословения на твой путь, который ты еще сама не нащупала, но который тебя уже зовет через понимание, что ты хочешь как-то иначе, чем это было у родителей.
Не всегда эта возможность открыто поговорить есть. И бывает необходимо сделать рывок, при котором придется доставить переживаний, волнений себе и близким. Бывает, что этот рывок случается без поддержки, без подготовки.
Но что будет с тобой, если ты его не сделаешь?!...
Возможны и другие варианты, когда жизнь сделает тебе интересное предложение через приглашение знакомыми уехать куда-то/замужество/неожиданный поворот семейной ситуации и тогда придется начинать новый этап, незадумываясь и ты даже забудешь о своем письме к психологу.
Главное, осознай силу чувства вины. Осознай, насколько оно давящее и истощающее. И попробуй, как минимум, не "подарить" его своим детям.
Это уже о задачах родителей. И, возможно, их задача сейчас не только в обеспечении себя, а так же во встрече друг с другом, в осознании периода "опустевшего гнезда", который часто переживается болезненно и разными способами (в том числе неосознаваемыми) рожители удерживают ребенка в гнезде, в состоянии птенца.
Просто отдай им их задачи. И возьми себе свои.
При том, насколько неприятные последствия приходят, если не реализовывать свои задачи, вдобавок перенимая чьи-то задачи (даже самых близких и любимых), слово "просто" написано мной не случайно. Потому что в некоторых ситуациях (даже во всех) проще родиться, чем остаться там, где понятно, хоть уже и невозможно продолжать находиться.
Сила приходит тогда, когда ты начинаешь что-то делать. Даже ошибаясь.