Я не могу побороть апатию и взрастить любовь к себе.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Не знаю с чего начать. Больше двух лет я борюсь с депрессивным настроением, с апатией. Больше двух лет я пытаюсь стать прежней собой. Год назад у меня была тяжелая депрессия, когда я даже не вставала с постели. Её спровоцировало, как мне кажется, то, что в какой-то момент я осталась совсем одна. Подруги были заняты своими отношениями с мужчинами, с родственниками, некоторые уехали, даже мой онлайн друг перестал мне писать. Почему, я не знаю. Но мне вроде как удалось победить в себе состояние угрюмости, не без помощи близких, конечно. Но порой, это состояние возвращается и меня накрывает, как сейчас. Мне через месяц 24 года, но я ничего не имею за душой - у меня нет отношений, стабильной работы, друзей, денег и даже завести собаку я себе позволить не могу. У меня нет особых талантов, нет достижений. Раньше, когда мне было 16-19, я с таким рвением учила все новое, пыталась узнать что-то новое, учила английский, немецкий, рисовала, лепила из полимерной глины. Всё время куда-то стремилась. Сейчас же я с трудом коммуницирую с людьми, с трудом получаю удовольствие от чего-либо, от чего бы раньше пищала в восторге. Меня гложет, что после моего красного диплома по архитектуре, который я получила с гордостью, я больше ничего не добилась. А ещё больше мне больно от того, что пока я училась, то всячески отвергала какие-то ухаживания, потому что учёба была важней. Так меня учили родители: "учись хорошо и в твоей жизни все будет в достатке". Но теперь я понимаю, что это не так. Что в погоне за мнимой идеальностью я не научилась быть человеком и взаимодействовать с другими. У меня никогда не было отношений. Я была на свидании лишь раз, а единственный сексуальный опыт закончился обвинением парня в том, что я не сексуальна, а секс со мной плох. У меня вообще не ладится с противоположным полом. Всё мужчины, которых я знала, всегда пользовались моей добротой и отзывчивостью, но я никогда не была больше чем онлайн-другом. Я не уверена, что у меня будет когда либо такая возможность - быть с кем-то, возможность любить, возможность чувствовать кого-то за своей спиной. Я завидую парочкам, которых вижу и бросаюсь в работу. С головой снова и снова, но из-за низкой самооценки, мне кажется, что моя работа не стоит и гроша, что все могут так и даже лучше, не прикладывая всех тех усилий, что приложила я. Всю жизнь я чувствую себя щенком, которого забирают последним, если вообще забирают. Простите, наверное, пишу очень сумбурно. Просто... Я не знаю как быть дальше, как можно идти дальше если ты мало того, что не видишь дороги, так у тебя ещё и нет сил на это. И с каждым днем их все меньше. Я чувствую, словно застряла в тёмном колодце и никак не могу вскарабкаться наверх, не могу найти пути и только ругаю себя постоянно. "Ты делаешь слишком мало, ты неудачница, ты навсегда останешься одна - смирись с этим" - вот, что я постоянно говорю себе. Но я очень хочу остановится. Хочу найти силы взрастить себя вновь. Просто хочу радоваться вновь.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Дорогокупец Ангелина Викторовна.
Здравствуйте дорогая Анастасия:)
Я хочу Вас поблагодарить, за Вашу открытость и честность. Вы большая молодец. что собрали все силы и написали Нам. Каждый человек способен на взлеты и падения в эмоциональном плане. И чаще, когда плохо , то люди себе приписывают депрессию , тем самым накладывая на себя ярлык этого понятия. И это всего-лишь какие-то мелкие нюансы, которые позволяют эмоционально выпадать из жизни.
Первое, пожалуй одно из главных, это Мы сами. Это наша самооценка, наше самочувствие, наше самопознание, наши способности, наше виденье на мир, а главное на себя.
Вам нужно позволить любить себя, вопреки всему. Любить так, как говорят о любви в фильмах, книгах. Эту любовь направить только на себя. Что бы получилось, целостно собрать свой Образ Я.
Я понимаю, иногда кажется, что весь мир против, и мы сами не способны справиться с какой-либо ситуацией. Но на самом деле все возможно. Стоит только захотеть, тогда и постепенно будут появляться возможности.
Скажу Вам слова, которые я надеюсь, станут значимы. Чем больше мы будем копаться в себе, тем глубже мы будем уходить. Позвольте себе летать, и тогда вы не будете вынуждены браться за лопату.
Добавьте немного легкости к себе . Посмотрите на мир не с точки зрения одиночества, а с точки зрения, ( Я одна, но не одинока, Я здесь есть, Я ценю себя, Я люблю себя, и Я достойного лучшего).
Да, это сложно, за один день не реально все решить. Сложно быстро поверить в себя и научиться ценить.
Но это возможно делать постепенными шагами.
Например Вы можете попробовать поискать бесплатные курсы, онлайн их очень много, тем самым Вы посмотреть себя в разных сферах. Вдруг Вы классный дизайнер, а может в Вас есть умения и навыки вести тренинги с психологических уклоном. И так далее.
Знакомства. Онлайн, если в реальности пока нет возможности, либо из-за пандемии. Находить людей с разных уголков мира. Можно русскоязычных, что бы не было языкового барьера. Поверьте есть тысячи людей, которые нуждаются в общении. А особенно во времена пандемии. Когда все дома. А общение очень помогает разгрузиться.
Увлечения, если не нравится что-то, не делаете, можете попробовать, вдруг Вас затянет. И не бойтесь остановиться. это не будет считаться потерей или не достижением, это значит не Ваше. И можно далее искать.
Вообще в целом, быть в поиске это нормально. И не зависит сколько Вам лет. Если кто-то в 22 нашел свое призвание, не значит что Вы должны его срочно найти, нет. у каждого свое время, у каждого свои возможности. каждый делает так как желает, и каждый свое присваивает к себе. Уверена Вы слышали много историй, как люди к 30 годам себя находили, к 35 и далее. Возраст в этом случае не имеет значения. Вопрос как во время этого поиска Вы будете себя чувствовать. И здесь важно быть в гармонии с собой. Например, если Вы год проработали в IT сфере , а потом почувствовали что нет запала, уходите и не корите себя. Пробуйте куча других направлений.
Бывает такое, что кажется нет сил. И уже все. И нет чего-то что бы нравилось. Тогда возьмите паузу и отстранитесь от поиска, просто выдохните и отдохните. Позвольте себе, а главное своей психике дать время на отдых.
Мы не обязаны трудиться каждый день, что бы чего-то стоить. Еще раз повторюсь. Важно любить себя и ценить. и делать то, чего Вы действительно хотите.
Второе это отношения. Поверьте мне, количество партнеров в том или ином возрасте не показывает оригинальность или же вашу ценность. То, что жизнь так сложилась, что на данный момент нет никого, и особо не было. - Это нормально.
У каждого человека свои ценности, кто-то хочет жить и быть всегда в отношениях и находит себе вторую половину, только потому что так надо, или потому что это модно. В данном случае, вам на пользу пойдет тот первый огромный пункт написанный выше. Как только Ваша самооценка по отношению к себе станет адекватной, все изменится. Вы даже удивитесь, но Вы перестанете нуждаться в том, что бы найти молодого человека. Потому что ваши ценности приобретут новый отклик и новый уровень.
Вы полюбите и будете любимы, здесь вопрос времени и Вашего самочувствия. Для уверенности вам скажу, я знаю много девушек которым 23-25 у которых не было парней от слова "совсем". И это тоже нормально. Не бойтесь этого. Поставьте себя в приоритет . Поставьте себя на первое место, и у Вас все будет получатся.
Третье и не не менее важное, это друзья. Они важны в жизни и это факт. Но когда Вы научитесь жить в гармонии с собой, Вы не будете нуждаться в постоянном присутствии людей в Вашей жизни. Потому что Вам будет хорошо, Вы будете заняты собой. Мы живем в мире где нужно уметь постоять за себя. И если Вы видите, что Вас не ценят, просто говорите с легкостью пока. Есть очень популярная цитата, что ( ваши люди, будут всегда с вами) и это действительно факт. Тем или иным образом, человек приходит в Вашу жизнь для чего-то. У кого-то это маленький срок взаимосвязи с вами. А у кого-то и на всю жизнь. И здесь опять же вопрос времени.
Я очень надеюсь, что Вы сможете. Что в один день Вы проснетесь и скажете себе ( Ты такая прекрасная, я просто тебя люблю , живи и будь счастливой).
И еще не мало важный фактор, пробуйте себя хвалить. Даже такая мелочь, как чистка зубов перед сном, это вложение в себя,это как ухаживание за собой. Если Вы начали читать книгу и прочли мало, это не значит что Вы ленивая, а это значит, что Вам так захотелось. И это нормально. Позволяйте себе делать то, что Вы хотите, и хвалите себя даже за мелкие факторы. Потому что это то, что позволяет нам любить себя. Неважно сколько дипломов, и какие оценки. Ценность себя такой, какая Вы есть, позволит Вам идти к тому, чего Вы действительно хотите.
Спасибо большое еще раз Вам за ваше откровение. Я желаю поскорее испытать Вам вкус счастья , а главное любовь к себе. Вы есть у мира, Вы есть у себя.
С Уважением, Ангелина Дорогокупец.