Как научиться себя слышать и понимать, что на самом деле мне нужно.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Я не знаю, чего хочу в жизни. Всегда советовалась с мамой, а мама хочет, чтобы я старалась жить по её указаниям. Моё мнение, мой выбор часто отвергается и затаптывается. Если делаю что-либо по-своему, то обычно выходит плохо, как мама и говорила. Этими подробностями веду к самому главному - я не умею решать что-то без советов, я не умею себя слушать, понимать, я не могу спокойно что-то сделать без комментариев, особенно мамы. Часто жду ее одобрения, либо конкретных указаний. Теперь у меня в жизни сложилась неприятная ситуация. Встречалась с парнем почти 6 лет. На 4 году отношений, разошлись на 7 месяцев, потом сошлись на 7 месяцев, вот 5 месяцев назад снова разошлись. Бросала я его, есть на то причины-друзья, алкоголь, вранье. Хотя я его люблю, любила, рассталась по маминому совету. У меня во время отношений появилась апатия, я была сама не своя. Я не захотела ничего решать и ушла, хотя мы жили вместе, меня многое устраивало. Теперь встречаюсь с парнем, с котором встречалась во время расставания на 7 месяцев с прошлым парнем. Мне с ним не комфортно, его не могу полюбить, в нем меня ничего не устраивает.
Маме он нравится, говорит, что я буду с ним счастлива, я решила попробовать, но за 5 месяцев отношений я не стала себя чувствовать счастливее, да хотя бы комфортно рядом с человеком. Теперь у меня в голове сидит мой бывший, я скучаю по нему. Часто накрывает ностальгия. Я бы хотела всё вернуть назад, но, к сожалению, это невозможно. Он не появляется в моей жизни, а я в его. По видимому, ему интересны тусовки, алкоголь, другие девушки.
Теперь я встречаюсь с одним, а думаю про другого. С нынешним старалась расстаться, но не отпускает, а я не хочу его и себя мучить. Хотя бывают мысли, что может полюблю, но а если нет?....
Не могу понять, что мне делать, не могу себя понять, что мне надо вообще, как мне поступить.... . Понимаю, что Вы за меня не решите, но, надеюсь, поможете мне найти в себе ответ.
На данный момент, стараюсь сама решать, что и как мне нужно, но выходит с трудом, но не выходит научиться слушать себя.
Спасибо!
Автор вопроса: Елена Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Елена, добрый день,
Спасибо за Ваше обращение. Вы пишете, что во многих жизненных ситуациях привыкли опираться и руководствоваться мнением мамы. При этом мама, на сколько я понимаю из Вашего письма - привыкла Вас контролировать и указывать, что Вам делать. Да, наши родители, действительно, порой, думают, что лучше нас знают как нам поступить в той или иной ситуации и пытаются (или решают) за нас. Но, к сожалению, такой подход правда не помогает развивать такие качества как самостоятельность, готовность брать на себя ответственность за решения, а лишь привязывает нас к родителям слишком сильно. На столько сильно, что порой тяжело дышать.
В этом месте у меня рождается метафора - такой контролирующий тип воспитания подобен хождению по улицам города с завязанными глазами, где ориентиром является руководящая рука близкого другого. И только держась за нее мы можем перемещаться в пространстве. А на самом деле, возможно, нам никогда бы и не захотелось пойти по улицам, по которым ведет нас эта руководящая рука. Мы ведь никогда сами по настоящему этот город и не видели - только через призму глаз руководящего нами человека. И как Вам кажется, какой может быть самый первый шаг в этом месте? Когда Вы ощущаете себя немного узником в городе (читай - в жизни) с завязанными глазами? Может, для начала стоит остановиться и снять повязку с глаз? Просто увидеть себя в этом моменте, дать себе отдышаться. Отнестись к себе с поддержкой и добрым бережным вниманием - конечно, ведь это умение, навык - опираться на себя и этому невозможно научиться без практики, когда тобой все время кто-то пытается руководить. Поэтому попробуйте представить, какой будет самый маленький первый шаг в направлении этой ценности - развитию умения опираться на себя? Что бы такого Вы могли уже сейчас сделать, чтобы начать развивать в себе это качество? Возможно, принять, что то, как Вы живете сейчас, когда позволяете маме все за Вас решать - не подходящий для Вас формат отношений с мамой. Что Вы готовы увидеть себя в этом месте Вашей жизни и дать себя время просто отдышаться, бережно, с состраданием, с доброй внимательной поддержкой. Попробовать сказать маме "свое мнение" в какие-то моменты, когда она снова будет навязывать Вам свое мнение (можно начать с каких-то простых вещей - выбор блюда на обед, например)? И да, возможно, не так быстро и не так легко будут даваться эти шаги. Но самое важное - это то, что Вы уже осознали свою ценность - стремление самостоятельно принимать решения и опираться на себя. И в следующий раз, когда Вас будут мучить сомнения, когда Вам будет казаться, что "мама лучше знает" - попробуйте напомнить себе о своей ценности и спросить себя - "какой небольшой шаг в сторону своей ценности я могу сделать прямо сейчас?"
Буду рада Вашим комментариям.
Готова продолжить работу и поддержать Вас на Вашем пути в случае Вашей заинтересованности.
С уважением,
Алёна