Я домохозяйка, у меня 2 детей. Мне страшно, что не могу найти себя.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Пишу вам в отчаянии. Я домохозяйка, у меня 2 детей. Старшему 6, младшему 2. Уже 6 лет я сижу дома, дети ходят в сад. Младший часто болеет и у меня нет возможности выйти на работу. Муж в командировках, нянь нет. Мало того, что, из-за частых больничных младшего ребёнка я не могу найти работу, подходящую, так я вообще не представляю куда мне идти. Я потеряла всякий интерес к каким-то занятиям, я не знаю куда себя примкнуть. С детьми тяжело, но и когда они уходят на весь день, я не знаю чем себя занять. Казалось бы дома полно дел, но я не хочу ничего делать. Мне настолько все надоело. Я боюсь, что от всего этого я сойду с ума, не выдержу нагрузки и ответственности и просто сойду с ума. Я постоянно прокручиваю в голове истории о том, как некоторые матери не выдерживали, и либо сходили с ума, либо заканчивали жизнь. Мне страшно, что не могу найти себя, отвлечься от этого. Я постоянно в напряжении, постоянно в голове крутятся беспорядочные мысли. Срываюсь на старшем ребенке. Друзей нет, поговорить не с кем, муж далеко. Что мне делать, как быть, просто крик души. Пишу вам и рыдаю
Автор вопроса: Виталия Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Виталия, добрый день!
Во-первых, какое счастье, что у Вас есть двое детей, которые ходят в детский сад, работающий муж и крыша над головой! Во-вторых, если у Вас есть возможность быть домохозяйкой, значит, и с зарплатой у мужа не всё так плохо! В-третьих, Вам всего 29 лет – самая пора начать всё с нуля!
Это значит, исходные данные для нового жизненного рывка у Вас весьма достойные, Вы можете дать фору другим претендентам на новое будущее. Одним этим Вам УЖЕ ПОВЕЗЛО! Согласны?
Теперь перейдём к тому состоянию, которое так сильно Вас изматывает. Наверняка Вы слышали выражение «заел быт». Вот, попросту говоря, с Вами это и случилось. А, говоря психологическим языком, у Вас признаки депрессии, синдрома хронической усталости, эмоционального выгорания.
Удивлены? Откуда у домохозяйки синдром хронической усталости, когда обычно это относится к тем, кто дни напролёт проводит на работе?
А Вы разве не на работе 24/7? Заниматься детьми, домашними делами – это тоже труд. Правда, за него зарплату не платят, что является дополнительным поводом выгорать ещё сильнее, чем на рабочем месте с зарплатой.
Разве Вы имеете возможность отдыхать от своей «работы»? Ночной сон в данном случае в расчёт не берётся, хотя мать с маленькими детьми даже ночного сна полноценного не имеете, особенно когда дети болеют. У Вас за 6 лет был отпуск от домашних дел?
Вот мы и получаем картину: человек 6 лет без отпуска, без выходных, с ночными сменами, без возможности отлучиться с рабочего места, без зарплаты работает за кусок хлеба и крышу над головой... На что это похоже?
Можно возразить: «какое безобразие, что Вы такое говорите, как можно заботу о любимых детях и муже называть работой» и т.д. Но факт останется фактом – вы переутомились от однообразной деятельности. Вы эмоционально выгорели оттого, что постоянно находитесь в режиме выполнения функции обслуживания чужих нужд.
Отдых подразумевает смену вида деятельности. Грубо говоря, от лежания на диване тоже можно устать, тогда нужно встать и походить, например. От работы за компьютером, умственной работы можно устать, тогда нужно делать то, что исключает напряжённый мыслительный процесс и глядение в монитор. От марш-броска на несколько десятков километров с пудовым рюкзаком по пересечённой местности тоже нужно будет отдыхать, прекратив всю физическую деятельность.
Вот и у Вас, Виталия, просто произошёл перебор с одним и тем же функционалом.
Переутомление от однообразной деятельности выглядит как апатия, раздражительность или наоборот эмоциональная бесчувственность, отсутствие сил на любые активности, нет позитивной реакции на позитивные события, состояние «пустоты в голове», ухудшение самочувствия, проявление разных симптомов от разных заболеваний, при этом врачи никакого диагноза не могут поставить.
В запущенных случаях могут появиться депрессивные мысли о том, что жизнь прошла мимо, я разучилась общаться с людьми, никому я не нужна такая, ничего уже не случится хорошего и нового в моей жизни, зачем мне тогда всё это надо. Сюда можно добавить ещё самобичевание за то, что «какая я бяка, что весело не припрыгиваю по дому, значит, не люблю своих детей и мужа», за появление вредных привычек и т.д.
Просто Ваши ресурсы все эти годы тратились, но не восполнялись должным образом. И даже позитивных эмоций от общения с семьёй недостаточно, чтобы перекрыть этот скопленный за годы дефицит.
Выйти из этого замкнутого круга можно и нужно. Но, как Вы понимаете, идти можете только Вы сами своими ногами, за Вас этот путь никто не пройдёт.
Не старайтесь получить эффект сразу на 100%, сразу перевернуть всю свою жизнь с ног на голову и наоборот, потому что на это потребуются колоссальные внутренние ресурсы, а у Вас они сейчас заблокированы, тратятся на другие цели.
Так что двигаемся поэтапно, но ДВИГАЕМСЯ! И двигаемся не ради движения (наверняка бессмысленной суеты в Ваших буднях и без того полно), а целенаправленно, просчитывая каждый шаг, чтобы это было похоже на выстрелы снайпера, а не на автоматную очередь в небо. Экономим энергию на главное!
1) Теория. Как психолог и астропсихолог, сообщаю, что сейчас у Вас время кризиса. Суть его в том, что у Вас обостряется чувство долга, хочется увидеть некий промежуточный результат прожитых лет, понять, каков Ваш нынешний статус, приобрели ли Вы уважение, мудрость, опыт. Вы задумываетесь, организована ли Ваша жизнь, что есть Ваша заслуга, как Вы прошли испытания предыдущего периода жизни, что лишнего стоит отбросить, стали ли зрелым человеком, устраивает ли Вас нынешнее положение дел, какую новую цель готовы поставить перед собой.
Возможно, Вы обернулись и поняли, что ничего-то Вы не создали, ничем важным не занимались, никакого авторитета и общественного опыта не наработали. А семья и дети в данном случае не в счёт, т.к. для позитивного самовосприятия в этот период Вам нужно именно признание другими людьми, след в социуме, так сказать.
Примите как данность, что этот период случается со всеми. СЕЙЧАС САМОЕ ВРЕМЯ НАЧАТЬ НОВУЮ ЖИЗНЬ по новым правилам. Настройтесь на это.
2) Контакты. Вы ощущаете поддержку своего мужа? Есть люди, которые Вас хвалят? Почему Вы замкнулись на семье? Ведь вокруг наверняка есть люди – соседи, родители других детей, друзья Ваши, мужа, зайдите в соцсеть, в конце концов, найдите там группу по интересам. НО ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ ВАШЕ УСИЛИЕ. Ведь другие люди сейчас просто не знают о Вашем существовании, сделайте этот один шаг навстречу людям, заявите о том, что Вы хотите общаться. Общение с людьми помогает понять, что выход всегда есть, Вы не одна в этом мире.
3) Развитие. Какое у Вас образование? Опыт работы? Вы работали до декретного отпуска? Не старайтесь сразу найти работу своей мечты с огромной зарплатой. Начните с минимума, чтобы не ввергать себя в новый стресс перегрузками. Ведь если Вы 6 лет не работали, то наверняка утратили некоторые навыки, которые требуются на рабочем месте. Возможно, Вы чувствуете, что проигрываете ровесникам, которые всё это время не выпадали из трудовой жизни, поэтому боитесь, комплексуете.
Ваш младший ребёнок может болеть и потому, кстати, что Вы сами не хотите или боитесь выходить на работу. Такое бывает, когда дети материализуют проблему родителей.
Настройтесь на то, что Вы найдёте любую подработку на пару часов в день, на дому, в конце концов. Это будет началом Вашего выхода в свет, не столько для карманных денег (а ведь это тоже очень важно!), сколько для смены обстановки, обязанностей, чтобы Вы и все вокруг постепенно стали привыкать к тому, что У ВАС БУДУТ И ДРУГИЕ ОБЯЗАННОСТИ, КРОМЕ БЫТА.
Как психодиагност, психолог, астропсихолог (если Вас заинтересуют эти услуги, напишите мне, в конце письма есть координаты для связи) могу предложить индивидуально посмотреть особенности Вашей личности, направление обучения, подходящую профессию, сферу деятельности, к которым есть предрасположенность лично у Вас, где можно делать карьеру.
4) Порядок. ЗАСТАВЬТЕ СЕБЯ В ТО ВРЕМЯ, КОГДА ДЕТИ В САДУ, СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ЛИЧНО ДЛЯ СЕБЯ: для удовольствия (что Вам очень нравится делать – парикмахерская, чашка кофе в кафе, музыка, рисование и т.д.), для переключения внимания (доедьте до места, где Вы давно не были, где есть природа, красивое место, место-воспоминание, просто понаблюдайте за людьми, сидя на скамейке), для дела (поищите работу на неполный день или на дому в интернете, курсы, спросите у знакомых, которые могут Вас трудоустроить). Выделяйте на это время каждый день, не занимайте его ничем другим, кроме экстренных случаев.
ДЕЛАЙТЕ ЧТО-ТО НОВОЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, если не найдёте сразу компанию из взрослых. Дети очень лёгкие на подъём, будут рады тому, что мама ожила, повеселела, Вы покажете им позитивный пример, ведь они смотрят на Вас и копируют эту Вашу жизнь.
5) ПРЕКРАТИТЕ ОТКЛАДЫВАТЬ ЖИЗНЬ НА ПОТОМ. Представьте, что Вы так и не решились ничего не изменить в своей жизни. Прошло 20 лет, Вам почти 50. Как Вы выглядите, чем занимаетесь, что думают о Вас ваш муж, дети, какие у Вас с ними отношения? Вас это устраивает?
Теперь из роли той 50-летней женщины обернитесь назад и посмотрите на себя-сегодняшнюю. Что Вы видите? Какие у Вас-сегодняшней есть ещё перспективные пути, чтобы жизнь сложилась гораздо интереснее, полноценнее? Что хотите сказать себе? От чего предостеречь? В чём убедить?
Виталия, сейчас самое время узнать то, ради чего Вы столько лет словно в крио-сне копили силы, ради чего Вы были рождены. Обидно дойти до двери выхода и отказаться открыть её. Просто сделайте над собой усилие! Лучше жалеть о том, что Вы сделали, чем о том, что так и не решились ни на что.
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (письменное сообщение на Вотсап +79255250023, на электронную почту [email protected])