10 лет в состоянии эмоциональных качелей. Не понимаю, как жить.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я на протяжении последних 10 лет нахожусь в состоянии эмоциональных качелей. Даже так - эмоции радости и счастья я перестала испытывать уже давно. Мое обычное состояние это глубокая апатия, упадок сил и постоянное желание рыдать. Смысла жить не вижу, как и просыпаться по утрам - каждый день как день сурка. Пропали силы и для хобби, раньше нравилось вышивать, теперь не могу смотреть в сторону рукоделия. Иногда апатия сменяется резкой агрессией, могу сорваться на крик и неконтролируемые грубые ругательства. Также есть злоба и ненависть к детям и животным, боюсь сейчас брать собаку из-за этого. Недавно у меня неделю жил кот, и я сдерживалась, чтобы его не ударить. В детстве была собака, я её несколько раз била линейкой, чтобы она ко мне прижималась. Я знаю, что это отвратительно, я сама себе омерзительна. Из прошлого - бабушка и мама меня физически наказывали, до подросткового возраста было нормально ударить меня наотмашь по лицу, долгое время травля в школе, друзей ни тогда, ни сейчас нет. Ещё есть неадекватная низкая самооценка, постоянное сравнение с другими людьми (в рукоделии, жизненных достижениях) и доведеный до абсурда перфекционизм, который также не даёт заниматься никаким хобби - будь то рисование, или работа руками. Помогите, пожалуйста.
Автор вопроса: Алла Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Якутова-Вега Людмила Сергеевна.
Здравствуйте, Алла.
С большим состраданием прочла Ваше письмо.
Перейду сразу к моментам, которые важно Вам увидеть и осознать их.
Вы пишете: "есть злоба и ненависть к детям и животным". На самом деле - это злоба и ненависть к той себе, которая когда-то была такой же беззащитной, маленькой и не способной защитить себя. К тому ребёнку, которым Вы были даже не 10лет назад, а гораздо больше. И первое, что необходимо сделать - это сдаться. Сдаться всей ситуации. Осознать, что начало в Вашей истории было именно таким... Что Вы не могли встать на свою защиту тогда. И пробовать наказать других маленьких (читайте себя) сейчас за то, что не могла тогда позаботиться о себе - означает продолжать вымещать бессилие детства перед взрослыми, которые либо только таким образом могли проявить к Вам внимание (поскольку не знали и не видели сами других способов общения), либо сами вымещали на Вас ту свою беззащитность, гнев и боль, которые вынесли из своего детства. Но в первую очередь это означает продолжать оставаться в детской позиции. Как играя в тех взрослых, которых Вы видели и "запечатлели".
Вы замечательно сделали, что написали на психологический сайт. Каждый шаг в помощи себе будет исцелять Вашу родовую историю, Вашу личную боль.
Сколько времени на это понадобится - не такой значимый вопрос, больше значимости тут в том, что Вы начали искать выход.
Кстати, в Вашем письме есть одна из подсказок о том, что нужно Вам, и так же о том, что по-настоящему может помочь. Возможно, это не самый приятный способ, но Вы написали, что есть "постоянное желание рыдать". Это то, что действительно нужно Вашему телу, чтобы сбросить напряжение и выразить все эмоции, которые таким образом просятся наружу. Я искренне рекомендую Вам плакать каждый раз, когда приходят слёзы, не сдерживая их. И обращать внимание на то облегчение, которое приходит после слёз. Слезы являются не только проявлением слабости или грусти. Они выполняют важнейшую функцию очищения, сброса напряжения, а также смягчения и согревания сердца. Когда человек "замерзает" эмоционально после болезненных ситуаций - это так же необходимая защитная реакция на то, с чем невозможно справиться в данный момент. Но позже, когда приходят слёзы, чтобы именно разморозить сердце, единственное, что нужно сделать - это позволить себе плакать. Дав себе таким образом смыть боль со своего сердца.
Вы сможете понять, что Ваша детская боль исцелена тогда, когда однажды сами, или с профессиональной психологической помощью сможете простить родных. Когда сможете начать видеть во всей истории не только боль, но и дар. Как бы неожиданно это не звучало. Именно когда взяты подарки детства (даже после самых трудных и болезненных ситуаций), человек выходит из состояния ребенка и начинает взрослеть. Начинает смотреть на всю свою историю более ясно, чисто, без эмоций и даже с благодарностью. Пока этого нет - плачьте, утешайте сами себя, водитесь с собой. Станьте себе самой лучшей мамой. Той, которой не смогла стать Вам Ваша мама. Найдите всё, от чего Вашему внутреннему ребенку становится лучше, спокойнее, комфортнее (я имею ввиду не разрушительные действия к себе или окружающим) и позвольте ему вырасти уже в вашей атмосфере заботы и поддержки. Наблюдайте, как внутренние "драконы" будут утихать и превращаться в тихих и мирных (имею ввиду эмоции). Хотя, возможно, еще достаточное долгое время они будут подниматься с очень большой силой.
В принципе - это основная работа, которая предстоит Вам. Сможете самостоятельно, двигайтесь в направлении к себе. А также к своему роду. Вы составляли когда-нибудь родовое дерево? Работали с родом? Такое "путешествие" открывает много ответов, понимание и осознаний.
Будет морально трудно и нужна профессиональная поддержка, приходите на консультацию он-лайн. Проведу Вас на пути к себе.
Из того, что могу также порекомендовать для самостоятельной помощи: очень хороший способ открывать сердце и исцелять боль - просить прощения. У себя, у родителей, у всех животных и детей, которым было больно. Можно мысленно, можно письменно повторять фразу: "Прошу прощения, прощаю и благодарю". Прощение и благодарность имеют очень большую силу и поддержку.
Возможно, эта рекомендация поднимет много гнева и возмущения. Позвольте так же быть и гневу. Он будет еще какое-то время подниматься внутри вас. Тот момент, когда гнев перестанет подниматься к тем, кто слабее Вас, а начнёт приходить гнев к родителям, будет означать переход на новый этап, где Вы готовы разорвать пуповину эмоциональной взаимосвязи с ними.
Так же могу порекомендовать тренинги по исцелению детских травм. Часто они называются "Внутренний ребенок, Праймал, Детская группа, Детские травмы. Не найдете сами, пишите, пришлю имена специалистов, которые профессионально занимаются детскими травмами.
На одной из таких групп, которые я проходила для терапии своих травм, однажды специалист сказал: "Если Ваш внутренний ребенок устраивает революции, кричит, выражает что-то, пусть даже самым неприятным образом, это означает лишь то, что он еще жив".
Скажу честно, детская терапия - одна из самых болезненных и трудных. Но это первая ступень, которую невозможно обойти. Хоть групповая, хоть индивидуальная. Та внутренняя работа, которую очень важно выполнить перед вступлением в отношения, перед появлением собственных детей.
В целом вся ситуация в роду показывает, что иерархия передачи любви и внимания была когда-то остановлена в Вашей семье. И с того момента взрослые начали в прямом смысле слова «выбивать» любовь из младших, из детей, хотя по правильному расположению в иерархии именно взрослые дают детям внимание, тепло, любовь. А дети в дальнейшем, вырастая, воздают родителям, но не возвращая им самим, как может показаться справедливым, а передавая теперь своим детям. Это здоровое течение энергии и ресурсов в семье, которое часто по тем или иным причинам искажается и родители, не дополучив в своё время, либо ощущая потребность всвязи со стрессами, неожиданными ситуациями, сами встают в детскую позицию и начинают забирать у своих же детей и внимание и любовь.
Понятный и логически объяснимый момент. Но таким образом дети вынуждены встать в родительскую позицию к своим родителям и дать не только то, что нужно им самим, но и то, чего у них нет, поскольку родители не успели наполнить, напитать их своей любовью. Возникает замкнутый круг. Выход из которого однажды происходит у того, кому хватает ресурса осознать и начать по-новому. Начать правильное движение внимания, любви и питающей энергии от старших к младшим. А так же к самим себе для того, чтобы не вытягивать их (внимание, любовь, энергию) из младших. Начать давать любовь к себе всегда можно с удовлетворения самых первых потребностей тела в отдыхе, свежем воздухе, комфортной позиции, массаже, движении, глубоком дыхании. Все эти маленькие способы возвращают движение энергии в теле, напитывают и дают большое количество ресурса. И тело быстро начинает благодарно отвечать расслабленностью, спокойствием, ощущением достаточности. Мои самые любимые моменты в этом плане, когда я чувствую недостаточно любви: тёплые носочки и тепло на поясницу. Это сразу меняет состояние. О массаже даже будет недостаточно слов, чтобы описать его эффективность. Если Вам откликается, конечно, массаж.
Видели фильм Матильда? Не российского происхождения. О девочке. Утрированный, но глубокий фильм. Рекомендую.