Постоянная боязнь, страхи делать что-то новое.

Вопрос психологу:
Привет всем.
Что делать, если психологически боишься работать и боишься браться учить новое, так как боишься, что провал будет, у меня раньше были неудачи с работами учебой (в разных сферах) и с тех пор у меня просто страх начинать что то новое. Как будто блок психологический стоит, барьер. Мысли что не справлюсь ничего не пойму и постоянно мысли про неустроенность в личном тоже мешают сконцентрироваться на работе,
Как быть?
Я вот просто из-за этого уже просто руки опустил всегда когда что-то новое начинаю учить то сразу мысли отложить ,это мысли что не пойму не получится, работу не найду и прочее.
Я из-за этого нигде толком не поработал опыта нет по сути именно в плане практических навыков. Я боюсь учить новое и сложное, а то что легкое мне понятное делаю сразу, а от сложного сторонюсь избегаю, короче такие дела.
Может из-за травм в детстве, в школе издевались, всегда когда пытался что-то делать то осмеивали меня, бабушка всегда подавляла инициативу, я просто всегда что то делал в тайне от родителей и от всех других тоже, боялся, что кто-то узнает. У меня что-то типа выученной беспомощности или что? И как от этого избавиться? Живу в постоянном стрессе, и из-за этого много вредной пищи ем и втыкаю в ютуб.
Автор вопроса: Олег Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Гулякова Елена Васильевна.
Здравствуйте, Олег. Вы совершенно правы относительно выученной беспомощности. В вашей жизни был негативный опыт, исходя из него, вы предполагаете, что так в вашей жизни теперь будет всегда. Здесь важно обратить внимание на слово «предполагаете», то есть не знаете наверняка, но действуете так, как будто точно знаете, что обречены на неудачу. При этом с менее сложными делами вы легко справляетесь. Получается, что сначала вы оцениваете сложно или легко будет что-то сделать. А как вы определяете степень сложности того или иного дела? Смотрите, любое сложное дело выглядит сложным, пока не начнешь его делать. В процессе работы становится понятным то, что казалось неприступным. Поэтому можно любое сложное дело разложить на простые шаги. Например, первый шаг, просмотреть вакансии. Второй шаг, выписать те, которые вам кажутся более подходящими (или наименее пугающими). Третий шаг, посмотреть каких компетенций вам не хватает для какой-то вакансии. Четвертый шаг, найти курсы или учебники, которые помогут вам ими овладеть. И так далее. Каждый из шагов по отдельности вполне посилен, правда?
Мне очень жаль, что вам пришлось столкнуться с таким отношением к своим инициативам в детстве. Сейчас вы – взрослый мужчина, который вполне может дать достойный ответ критиканам. Главное, отключите критикующий режим в своей голове, перейдите на свою сторону, поддержите себя. Придумайте заготовки ответов на случай возможной критики. И попробуйте провести эксперимент: представьте себе состояние, когда вы не боитесь начинать новое, а радуетесь возможности чему-то научиться. Как бы вы выглядели в таком случае? Выпрямите спину, расправьте плечи, поднимите глаза, слегка улыбнитесь. Запланируйте какое-то действие, исходя из этого состояния. Выполните его. Понаблюдайте за своими мыслями и чувствами после действия. Повторите эксперимент. Уверена, что вам понравится, и вы захотите это сделать своим привычным состоянием.
Есть ли среди ваших знакомых человек, который не боится изучать новое, казаться некомпетентным? Понаблюдайте за ним, побеседуйте с ним. Возможно вам будет полезен его опыт.
Еда и ютуб – это защитное поведение, которое помогает вам не встречаться с неприятными переживаниями. Но они не помогают вам жить той жизнью, которой бы вы хотели жить. Подумайте, чего вы хотите и разделите путь к счастливой жизни на маленькие шаги, которые не будут казаться вам сложными. Пусть они будут совсем незначительными, но постоянными, и вы сможете пройти этот путь. Успехов вам в новых начинаниях!