Я потеряла чувство счастья. Как стать проще? Как научить себя ценить настоящее?

Вопрос психологу:
Мне 25 лет, я не замужем, у меня есть квартира и хорошая работа (я ветеринарный врач). Стресса на работе хватает, но по каким-то причинам я пытаюсь найти его везде.... Я перестала чувствовать себя счастливой, живой, перестала чувствовать себя сексуальной и во мне потухла страсть. Каждый день я думаю о своем благополучии и как его добиться, как добиться большего. А здесь ли я нахожусь? Чего я действительно хочу? Каждый день я накручиваю в голове бесконечные мысли о том, что у меня чего-то нет, что я могу добиться большего и должна это сделать. Я слишком рационально смотрю на вещи, отношения, достижения. Раньше я умела ценить каждый миг, очень люблю природу и могла чувствовать себя счастливой просто наблюдая за природой. Сейчас этого ощущения так мало, что мне иногда кажется, что я перестала чувствовать... вокруг меня только чувство недовольства собой и окружающим миром.
У меня пропало либидо, я постоянно в плохом настроении, я не люблю себя (хотя смирилась со своей внешностью).
Я часто замечаю за собой поведение жертвы.
Я не могу дать себе расслабиться и насладиться моментом. Слишком много контроля над собой.
Я не понимаю что с этим делать. Как стать проще? Как научить себя ценить настоящее?
Автор вопроса: Маргарита Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Маргарита, здравствуйте. К сожалению, от повседневного стресса, полностью избавиться - не реально. Но при желании, и некоторых усилиях, можно научиться им управлять.
Управление стрессом начинается с понимания его источников: внешний - это работа, состояние здоровья, обязанности и все остальное ИЗВНЕ.
И внутренний источник стресса - это наше отношение к себе, работе, жизни. Наши НЕгибкие установки, завышенные требования, ожидания и тд.
Чтобы восстановить себя от последствий внешнего стресса, обратите внимание на качество и количество сна, питание/витамины, и любую КОМФОРТНУЮ активность (прогулки, велосипед, бассейн, танцы и тд). Если посчитаете нужным, сократите количество рабочих часов (хотя бы временно) или возьмите отпуск.
Дальше посмотрим, как быть с источниками внутреннего стресса.
Чтобы ВЫТЕСНИТЬ страх того, что Вы не справитесь со своим текущим состоянием, задайтесь следующими вопросами:
- ЧЕМУ я хочу научиться из ситуации, в которой нахожусь?
- С каким ЦЕННЫМ ОПЫТОМ, я хочу ВЫЙТИ (из этого периода своей жизни) на новый уровень ПОНИМАНИЯ себя и своих ценностей?
- За что я могу быть уже сейчас благодарна себе/близким/коллегам?..
Маргарита, так Вы сознательно научитесь управлять своим эмоциональным состоянием и своей жизнью. Более того, сможете нейтрализовать «позицию жертвы» и рассматривать эту ситуацию как ВОЗМОЖНОСТЬ для дальнейшего роста и развития.
Теперь об установках и ожиданиях. Прокомментирую некоторые из Вашего письма.
«Каждый день я думаю о своем благополучии и как его добиться, как добиться большего». Маргарита, конечно, думать о своем благополучии, вполне уместно. Но есть ли у Вас ЯСНЫЕ КРИТЕРИИ СВОЕГО благополучия? Какие? Или Вас «подгоняют к благополучию» чьи-то представления? Какие? Стоит ли ими руководствоваться? Это важно обдумать, так как если мы живем, пусть и неосознанно, по навязанным критериям/представлениям, мы будем испытывать хроническое недовольство и больше стресса даже если достигаем намеченных целей.
«А здесь ли я нахожусь»? Если после полноценного отдыха, у Вас останутся сомнения, на своем ли Вы месте, подумайте: где бы Вы хотели находиться? Какая область привлекает Вас настолько, что внутри что-то «загорается»? Найдите больше информации о том, что Вас заинтересовало, понаблюдайте за людьми, занимающихся этой деятельностью. Обдумайте свои «находки» и принимайте решение куда двигаться дальше.
«Чего я действительно хочу?» - да, важный вопрос. И ответ на него дать сможете только Вы. Посвятите поиску ответа некоторое время и планировать свою жизнь станет намного легче.
«Каждый день я накручиваю в голове бесконечные мысли о том, что у меня чего-то нет, что я могу добиться большего и должна это сделать». Кому должны?.. «Добиться большего» - это чего конкретно?
Если Вы что-то и должны, так это прожить СВОЮ интересную жизнь, со своими понятиями успеха/благополучия и тд. . Подумайте, что ДЛЯ ВАС важно и предложите себе новую внутреннюю формулировку: не «я должна», а «Я ВЫБИРАЮ это, потому что это важно для меня».
И предлагаю Вам простой, но действенный способ изменить свое настроение: продолжайте накручивать в голове бесконечные мысли о том, что у Вас УЖЕ ЕСТЬ, ЧЕГО УЖЕ УСПЕШНО ДОСТИГЛИ, КАКИЕ ПОЛЕЗНЫЕ КАЧЕСТВА И НАВЫКИ УЖЕ РАЗВИЛИ и тд.
«Раньше я умела ценить каждый миг..» - Здорово! А КАК Вам это удавалось? Вспомните и возвращайтесь снова и снова к тому, что помогало Вам ценить каждый миг и саму жизнь. А еще, почему бы сознательно не ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ на красоту вокруг, интересных, приятных людей, на то, что получилось сделать хорошо, даже отлично, в течение дня и РАЗРЕШИТЬ СЕБЕ испытывать от этого радость, удовлетворение, вдохновение и тд?.. Это поможет ослабить и ЧРЕЗМЕРНЫЙ контроль. Он сковывает.. Отпустите его. Вдохните полной грудью, ведь перед Вами целая жизнь - только Ваша, «украсьте» ее новыми, полезными мыслями и бережным отношением к себе :)
Маргарита, искренне желаю Вам качественного переосмысления, восстановления и всего самого доброго!
Вопросы, консультации возможны через скайп: studia izmeneni, email: [email protected], а также через воцап, Вайбер и другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина