Постоянные перепады настроения, прокрастинация.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я запуталась и боюсь сделать что-то не так, не понимаю, стоит ли беспокоиться, или я накручиваю.
Вообще, мне кажется, мое состояние на протяжении жизни часто скатывалось к подавленному, когда я жила с родителями. Когда начала жить одна, меня стало отпускать от родительского влияет. Я чувствую, что из меня уходит агрессия и злость на всех, как появляется любовь к близким (которую я очень стараюсь проявлять). Но я стала замечать, как меняется мое настроение и состояние. Долгое время я списывала на гормоны, на женский цикл. Возможно, так и есть... В последние два года я стала больше прислушиваться к себе и, мне кажется, не у всех людей вот так.
Наверное, особо сильно я ощутила такое состояние осенью 2020. Сначала у меня был резкий подъем сил и самоощущения вообще. Я чувствовала себя очень красивой, сильной, казалось, что все могу. Я понимала, что жизнь зависит только от меня и лишь я могу не изменить. Я много рисовала, занималась своим телом и душой - в моей жизни были йога и медитации. В этот же период очень тяжело закончились пятилетние отношения с молодым человеком, после была неудачная влюблённость, я начала пить. Мой сон ухудшился. Я спала 2-3 часа долгое время, постоянно думала. Мне было то страшно оставаться одной, мне постоянно нужно было развлекаться. «Тусить». На одной из таких тусовок и произошло событие, которое, как я всегда думала, меня особо не сломает. Изнасилование. А нет, это окончательно меня сломало. Я обратилась к психотерапевту, мне выписали таблетки по рецепту. После приема вроде бы наладился сон, негативных мыслей мило меньше. Состояние стабилизировалось, кажется, даже не менялось так резко.
Позже я встретила парня, видимо, влюблённость создала впечатление, что я неплохо справляюсь без таблеток, и я прекратила их приём, перестала ходить к врачу.
Сейчас я снова решила задуматься, обратить на все это внимание. Мое состояние и настроение снова «скачет». В период в несколько дней мне кажется, что все отлично. Я выкладываюсь на работе, очень много общаюсь с друзьями, мне комфортно наедине с собой. А после начинается период ужасного спада. Я буквально не хочу смотреть на себя в зеркало, голова полна навязчивых мыслей, чувствую тревогу. Мне на хочется ничего делать. Я много плачу. Сон становится плохим, засыпать тяжело, постоянно просыпаюсь либо от сонного паралича, либо просто так. Я обратила на это внимание, когда начала вести дневник сна, чтобы как-то его наладить. Сегодня в течение дня мое состояние просто ужасно. Я просыпаюсь с мыслью, что не хочу ничего делать, тащусь на работу и не хочу говорить. В моей голове возникают ужасные мы ли о людях, которых я люблю и я изо всех сил стараюсь их не высказывать. На час все стабилизируется, а потом снова кидает в это состояние. Когда я пишу все это, как будто лучше. Я словно осознаю своё состояние и беру себя в руки. Я иногда веду записи о своих этих состояниях, чтобы потом, когда состояние снова наступит, вспомнить и успокоиться, но не всегда помогает.
Я просто не понимаю. Мне тяжело. Я боюсь, что осенью меня снова так накроет. Нормально ли это? Может, у всех бывает иногда? Помогите, пожалуйста.
Автор вопроса: Александра Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Осколкова Антонина Владимировна.
Здравствуйте, Александра!
Настолько ощутимые и резкие перепады настроения, сильно влияющие на вашу повседневную жизнь – это действительно тяжело и так бывает не у всех, поэтому я бы порекомендовала вам снова обратиться к врачу – за повторной диагностикой и новым курсом лечения.
Также, насколько я поняла, травматичный опыт, связанный с изнасилованием, тоже даёт о себе знать. Это эмоционально тяжёлое событие, и то, что оно не прошло для вас бесследно – нормально.
Вероятнее всего, по этому поводу, как и по поводу периодов ужасного состояния, потребуется работа с психологом – лучше с клиническим и имеющим подготовку в работе с травмой. Я бы рекомендовала когнитивно-поведенческие направления психотерапии: КПТ, DBT, ACT.
Вы уже стараетесь стабилизировать своё состояние – ведёте записи и дневник сна. Это большая работа, и она уже даёт результаты: периодически записи помогают вам "вспомнить и успокоиться", а дневник сна – отследить закономерности сна-бодрствования. Также записи состояний и дневник сна – хороший материал при посещении врача и психолога: они помогают быстрее и точнее определить, с чем и как работать, чтобы улучшить ваше самочувствие.
Записи состояний обычно помогают за счёт эффекта "разделения с мыслями" – когда человек понимает, что навязчивая мысль – это именно мысль, а не действительнось и не истина в последней инстанции, а значит, мысль рано или поздно уйдёт и верить ей необязательно.
Поскольку у вас уже есть опыт медитаций, рекомендую вам прочесть в интернете подробнее о разделении с мыслями и попробовать практики осознанности, направленные именно на него.
Однако я должна предупредить: после травматичного опыта практики осознанности не всегда безопасны – есть риск снова глубоко погрузиться в болезненные переживания. Поэтому лучше начинать с простой констатации "У меня есть мысль...". Например: "У меня есть мысль, что он хочет меня обидеть".
Вам сейчас очень тяжело, и я надеюсь, что у вас получится выйти из этого состояния и вернуться полной жизни.
С уважением, Антонина.