Не могу оценивать свой труд объективно.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, давно мучаюсь с тем, что моя творческая деятельность (не работа, больше хобби) не может быть нормально оценена мной. Я не могу взглянуть на то, что я сделала, с объективной точки зрения, не понимаю, действительно ли сделанное мной плохо или я просто себя унижаю. Чувствую себя энергетическим вампиром, когда люди хвалят меня за сделанное, говорят, как хорошо у меня получилось, как они ценят мои старания – мне приятно, но эффект на следующий день сходит на нет и я снова постоянно в мыслях, что делаю недостаточно хорошо, пересматриваю то, что я сделала и чувствую приливы отвращения и раздражения, хотя недавно это казалось мне приемлемым и я со спокойной душой показывала это своей аудитории, получала их комментарии. Не понимаю, что мне делать с этим и откуда эти скачки в настроении, зависимость от одобрения. Порой меня даже могут хвалить, но я остаюсь абсолютно пустой от этих слов, хотя человек поделился своими эмоциями от моего творчества и выразил искреннюю благодарность.
Не понимаю, что мне нужно, ведь если вижу что-то похожее у других творцов – мне действительно нравится, но если это что-то сделанное мной, то сразу планка падает, приходит неудовлетворённость, снова и снова с редкими проблесками хорошего настроения. В очень редкие дни я люблю свое творчество, но в основном все, что я делаю, это отпинываю его от себя, как бедного родственника, и чувствую пустоту, неудовлетворённость, не понимаю, чего я хочу, осознаю, что, наверное, слишком сильно критикую, но не понимаю, как от этого спастись, с чего начинать, откуда это вообще берется и что делать.
Автор вопроса: Евгения Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Осколкова Антонина Владимировна.
Здравствуйте, Евгения!
Я могу предположить, что неустойчивая оценка плодов своего творчества связана с каким-то глубинным убеждением о себе, которое время от времени выплывает на поверхность.
То есть сам по себе получившийся продукт вам нравится (делаю вывод из того, что: 1) периодически он вам действительно нравится; 2) если вы видите что-то подобное у других людей, вам оно также нравится), однако когда активизируется негативное убеждение о себе, оценка своей деятельности автоматически падает.
Пример такого убеждения и его последствий: "Я какой-то не такой, значит, то, что я делаю, тоже какое-то не такое".
Если вам откликается то, что я пишу, можете попробовать выявить это убеждение:
1. Всякая эмоция (допустим, стыд, отвращение или вина) возникает в ответ на мысль.
Например: Мысль "Я сделала ему больно!" может вызвать чувство вины, а "У меня получился отличный суп!" – удовлетворение.
Попробуйте поотслеживать, после каких мыслей у вас возникают негативные чувства по отношению к вашему творчеству. Что такого говорит вам мозг, что у вас возникают такие эмоции?
Эти мысли и чувства лучше всего записать, чтобы не забыть.
Также можно отследить, в каких ситуациях, после каких событий появляются такие мысли, т.е. из-за чего активируется негативное убеждение, которое эти мысли вызывает.
Например:
Ситуация: упала и разбилась чашка
Мысли: "Блин, опять на край стола поставила, растяпа!", "У меня всегда всё падает, потому что руки не из того места", "Оно и видно, что не из того – вон какая мазня получается – палка-палка-огуречик, а не картина!"
Эмоции: досада, стыд, вина, раздражение, злость
Обычно мысли проскакивают в голове настолько быстро, что мы не успеваем их заметить, поэтому думаем, что у нас "просто поменялось настроение".
Поэтому своим клиентам я рекомендую хотя бы неделю-две вести дневник-табличку, в котором в колонках будут записаны ситуация-мысли-эмоции. Чем чаще мысли отслеживаются и подробнее записываются, тем легче их становится отследить в будущем.
Отслеживание мыслей – это навык, который тренируется.
2. Когда отследите и зафиксируете тригерные (вызывающие сильные негативные эмоции) мысли, из них можно попробовать выявить убеждение. Для этого к каждой мысли нужно задать ряд вопросов:
1) если это правда, что тогда? (Например: если у меня правда руки из одного места, что тогда?)
2) что плохого в том, что...? (задаётся к ответу на первый вопрос)
3) что это говорит о вас? (задаётся к ответу на второй вопрос)
Далее к ответу на третий вопрос снова задаём вопрос √1, к ответу на него – вопрос √2 и т.д. по кругу, пока ответы не начнут повторяться.
Повторяющийся ответ, скорее всего, и будет тем самым негативным убеждением.
3. Проговорите это убеждение вслух. Например: "Я никчёмная".
Прислушайтесь к своим эмоциям: что вы сейчас чувствуете? Назовите их.
Вспомните, когда вы чувствовали себя так же? В какой ситуации? Что тогда происходило?
Вспомните ещё одну ситуацию, когда вы так себя чувствовали.
Постарайтесь вспомнить как можно больше ситуаций. Запишите их все.
Разложите каждую ситуацию как в дневнике:
Ситуация-мысли-эмоции.
Обратите внимание, что в ситуациях и мыслях есть общие моменты. Так и формировалось ваше убеждение, по чуть-чуть.
4. А теперь хорошая новость: большинство наших негативных убеждений – неправда!
Но они сформировались не просто так, они помогали нам выжить.
Раньше помогали, а теперь иногда (или часто) мешают.
Мы воспринимаем весь окружающий мир через свои убеждения, и они искажают наше восприятие.
Вы можете в этом убедиться: то, что вам нравится в работах других людей, в вашей собственной работе воспринимается негативно – это то самое убеждение мешает вам видеть, что ваша работа не хуже.
5. Вместо мешающего убеждения придумайте другое. Например: вместо "я никчёмная" – "я много чего умею хорошо".
Обратите внимание, что новое убеждение не должно быть жёстким и кричащим. Не "Я всё делаю идеально", а "Я много чего умею хорошо". Такое гибкое убеждение позволяет что-то уметь, а чего-то не уметь – и не страдать из-за этого.
6. Каждый раз, когда снова ловите себя на мысли, вызывающей сильные негативные эмоции по отношению к своему творчеству, говорите себе что-то вроде:
"Это просто мысль. Она вызвана таким-то убеждением, которое сформировалось в таких-то ситуациях. Это убеждение говорит мне, что я... Скорее всего, оно искажает реальность. На самом деле я... (подставьте новое убеждение)".
Техники и приёмы, которые я сейчас расписала, вы можете попробовать провести самостоятельно, однако это может быть довольно сложно, а некоторые из них могут быть эмоционально тяжёлыми и вызывать сильное сопротивление. Лучше всего пройти этот путь с психологом. В любом случае это дело не одного дня и даже не одной недели – всё идёт постепенно.
Однако дневник "Ситуация-мысли-эмоции" вы точно можете вести самостоятельно.
Желаю вам удовольствия в творчестве. Антонина.