Не нравлюсь окружающим, проблемы в общении.

Вопрос психологу:
Так сложилось, что в хорошо знакомой компании я являюсь душой и зажигалкой, имею отличное чувство юмора, высшее образование. Но в новом коллективе превращаюсь в закошмаренную мышь. Не могу завести непринужденный разговор, смотрю на людей со стороны, и не понимаю, как у них это выходит. Теперь разговариваю только по делу, так как окружающие при моей попытке обсудить что-то непринужденное, рассеянно уходят в свои мысли, теряя интерес. Работу выполняю добросовестно, постоянно учусь новому, речь у меня не монотонная и голос не противный.
Хорошо, со вкусом одеваюсь, слежу за собой, стараюсь улыбаться и здороваться. Но понемногу люди привыкают ко мне и совсем перестают замечать, более того, непонятно почему меня невзлюбили некоторые старшие по должности, хотя я совершенно никому не сделала зла и вообще работаю совсем недавно. Один из этих людей кривится при моем появлении, другой не замечает.
Три месяца на новом месте, а друзей я так и не завела, только с коллегой в одном со мной кабинете более менее общаемся. Если приходится с кем-то контактировать по рабочим вопросам, от меня пытаются побыстрее отвязаться.
Чем я заслужила такое обращение? Что со мной не так? Откуда неспособность адаптироваться?
Автор вопроса: Майя Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Гатиева Людмила Федоровна.
Здравствуйте, Майя!
Давайте попробуем разобраться в Вашей ситуации.
Вы пишите, что в своей компании являетесь «душой и зажигалкой». Наверняка эта компания ваших ровесников, вы дружите уже много лет и имеете общие интересы. Естественно, что, будучи веселым, энергичным, отрытым человеком Вы чувствуете себя там легко и непринужденно. Но это неформальное общение друзей.
На работе отношения обычно строятся по другим правилам. Вы не написали, работали ли Вы ранее, но, похоже, что эта Ваша первая серьезная работа.
Давайте рассмотрим сначала требования, которые обычно предъявляются к сотрудникам в таких организациях и как Вам удается их выполнять.
1. Профессионализм. Вас бы не приняли на работу, если бы Вы не соответствовали требованиям.
2. На работе принято работать, а не общаться неформально. Вы разговариваете по делу, и у Вас это получается. Ограничьтесь этим на данном этапе.
3. Выполнять работу добросовестно. У Вас с этим все отлично!
4. Обучаемость. Вы стремитесь учиться новому.
5. Соблюдение дресс-кода. Все в порядке.
6. Вежливость. Вы написали, что стараетесь улыбаться и здороваться. Попробуйте не стараться улыбаться. Люди замечают Вашу вымученность. Начните просто здороваться, но искренне и открыто, как Вам свойственно. Главное, уверенно. Улыбайтесь только тогда, когда есть потребность. По мере того, как люди будут привыкать к Вам, улыбка добавится сама, причем с двух сторон.
Адаптация к новому месту работы происходит до полугода и проходит разные периоды. Ваш период острой адаптации несколько затянулся, поэтому Вы ощущаете дискомфорт.
Давайте рассмотрим ошибки, которые Вы вероятно допустили на новом месте.
1. Нельзя нарушать установленные правила. Похоже на Вашей работе приняты чисто деловые отношения, которые Вы пытаетесь перевести на неформальный уровень. Майя, это не везде уместно. Рабочий коллектив сильно отличается от дружеской компании и, к сожалению, редко бывает сплоченным и дружественным. Люди приходят на работу с целью зарабатывания денег, а не для общения как такового. Тем более люди разных возрастных категорий имеют разные интересы. Поэтому даже неформальное общение обычно сокращено до обсуждения событий внутри коллектива и общих тем.
2. Нельзя обсуждать с нынешними коллегами свою предыдущую работу с точки зрения как там было классно.
3. Не нужно конфликтовать, но при этом важно уметь отстаивать свою точку зрения.
4. К возможным ошибкам нужно относиться как к опыту.
5. Не нужно льстить и пытаться всем угодить.
6. Недопустимо комментировать решения руководства.
7. Нельзя быть излишне самоуверенной.
8. Не стоит быть излишне активной или пассивной.
9. Не спешить с выводами, необходимо принимать взвешенные решения.
Майя я уверена, что Вы способны адаптироваться практически в любом коллективе. Только Вы действительно перепутали трудовой коллектив с дружеским. У этих коллективов разные цели, задачи и функции. Это и послужило причиной затрудненной адаптации.
Дружба на работе – явление редкое и многие сознательно избегают излишнего сближения, предпочитая соблюдать дистанцию. Особенно в ситуации начальник – подчиненный. Начальник может спросить с подчиненного, как-то воздействовать на него. А если между ними будут дружеские отношения, то, как спросить с друга, не обидев его? Или кого повысить в должности: друга или работника, который этого заслуживает? Это реально мешает работе.
То есть на работе человек должен проявлять свою профессиональную компетентность, быть культурным, вежливым, доброжелательным. Уверенно и спокойно выражать свои мысли. Для неформального общения очень хороши корпоративы, но не везде они есть. Вот это идеальное место для юмора и веселья. Многие коллеги открываются с новой стороны, и общение после таких мероприятий переходит на новый уровень.
По поводу того, что Вас невзлюбили некоторые старшие по должности можно только строить догадки. Вы вряд ли сможете узнать истинную причину такого поведения. Это может быть в их глазах « раздражающее поведение», реакция на нового человека или просто им нравится другой тип женщин. Думаю, Вам не стоит придавать большое значение отношению этих двух людей, если, конечно они не могут повлиять на Вашу судьбу в компании.
Вопрос к Вам, Майя. А почему Вас задевает, что человек Вас не замечает? Он выполняет свою работу, Вы ему очевидно не интересны и он Вас не замечает. Это нормально. Мы не можем и не должны нравиться всем. Точно также как и нам не все люди нравятся.
Вы пишите, что если приходится контактировать по рабочим вопросам, то от Вас пытаются побыстрее отвязаться. Попробуйте посмотреть на каждый такой контакт со стороны и проанализировать. Когда Вам нужно будет что-то выяснить у коллеги, сначала составьте себе план разговора. Причем разговор должен содержать только приветствие, просьбу о содействии, деловую часть и благодарность. После окончания разговора проанализируйте его результаты. Слушайте собеседника, наблюдайте за его реакцией. Послушайте свои ощущения, проанализируйте свои чувства. И так по каждому Вашему контакту с коллегами. Это поможет Вам войти в режим индивидуального общения с каждым человеком. И смотрите, наблюдайте, как с ними общаются Ваши коллеги.
Вы молоды, общительны, энергичны, у Вас все получится! Не торопитесь, продемонстрируйте свою деловую активность, пунктуальность, будьте терпеливы и настойчивы.
Надеюсь, что мой ответ будет Вам полезен. Если возникнут вопросы, обращайтесь.
Желаю Вам успехов!
P.S. Буду признательна за отзыв о консультации.
С уважением,
Гатиева Людмила Федоровна