Считаю себя неудачницей. Жизнь не удалась.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 23 Года. В последнее время все чаще начинаю думать о том, я неудачница полная. Моя жизнь не удалась и я ничего не добилась. С университета из за финансов отчислили, с работы уводилась, тк работа не подошла и коллектив не мой( даже не знаю чем заниматься в жизни), живу у другом городе, подруг тут нет, только универские и те все замуж вышли. Многие девочки вышли замуж. А я сижу ни с чем. Нет ни работы, ни образования оконечного, ни подруг, ни семьи своей. С родителями тоже много ругаемся в последнее время. Есть молодой человек. Он ушёл в работу в последнее время, открыл свой бизнес и занимается им. Я сижу как у разбитого корта и не знаю, что делать. Как вытащить себя из этого состояния. Я ка убудет нахожусь на самом дне жизни, не знаю как подняться. Начинаю себя гнобить за то, что я такая и считаю всех лучше себя. Даже замуж не вышла.
Понимаю, что нужно что то делать, решать проблемы и налаживать свою жизнь, но боюсь каких то рисков, перемен. Не могу устроится на Работу, которую хочу потому что есть страх не справиться, не сработаться. Как мне выйти из такого состояния? Что может есть полезная литература, тк психологов не могу себе сейчас позволить. Боюсь что все это очень скажется на здоровье. Спасибо.
Автор вопроса: Лидия Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Плескач Богдан Вадимович.
Уважаемая Лидия!
Прочитав написанный Вами текст подумал, что описанное состояние люди испытывают не только в возрасте 23 года, но и в 40 и в 60 лет. Это состояние похоже на восприятие данностей жизни, которыми занимается экзистенциальная психология. А именно, похоже, что Вы напрямую переживаете такие данности жизни как смысл (который необходимо найти) и свободу, которая порождает ответственность (за выбор в жизни: идти на работу или боятся; выходить замуж или не выходить; заканчивать образование или нет).
Достаточно много описано случаев, когда человек, лет 15, занимается тем, что пытается заработать. А потом, что-то бац и он понимает, что это все была полная ерунда, он этим занимался из-за того, что это хотел кто-то другой; из-за того, что такие ценности общества, в котором он сегодня живет. Это я пишу к тому, чтобы объяснить, что такое «подвешенное» состояние бывает. Предлагаю к этому состоянию подходить как кризису.
Одним из возможных вариантов выхода из этого кризиса вижу в том, чтобы Вы попробовали найти для себя смысл, который хотите воплотить в жизнь в ближайшие годы. А за тем, нужно взять на себя ответственность и шаг за шагом воплощать этот смысл.
1. Начните с того, что прочитаете статью «Логотерапия» (В. Франкл) в википедии. Франкл указал три сферы в которых смысл может быть найден. Первая сфера - творческая деятельность.
2. Найдите в интернете где можно бесплатно узнать (пройти тестирование) к какой профессии Вы предрасположены. Обычно такие исследования проводятся бесплатно для школьников старших классов при выборе профессии. Пройдите такую профориентацию.
3. Пройдите тестирование тестом Л. Сонди и смотрите интерпретации в каких сферах могли бы быть реализованы Ваши психологические качества. Тестирование Л. Сонди можно пройти бесплатно в интернете, но его нужно проводить минимум 3 раза. Если рекомендации по социальной активности одни и те же то- скорее всего это сфера Ваша.
4. Постарайтесь представить творческую жизнь и работу в той сфере на которую указывает профориентация и тест Л. Сонди. Попробуйте работать в этой сфере, может быть учится…
Возможно, я ошибаюсь и у Вас все Ок с пониманием своих задатков. В таком случае Вам, нужно выбрать один из смыслов и взяв на себя ответственность начать его последовательно реализовывать. Было бы здорово, чтобы Вы вели дневник и записывали каждый день свои мысли и переживания.
По поводу, описанного Вами психологического состояния. Еще раз повторюсь, что его можно воспринять как ресурс. А именно, для того, чтобы лучше понять саму себя, свои смыслы. Приблизится к пониманию своего предназначения, если писать про религиозно-философскую традицию. Вы пишите, что понимаете, что некоторые Ваши идеи «гнобят». Я тоже так считаю, что Вы избыточно себя критикуете. И это может быть связано с тем, что сейчас такие моды в обществе (казаться преуспевающей). Самокритика, может быть связано с ожиданиями родителей, с сравнением себя с подругами, культурными нормами. То есть эти ожидания были когда-то Вами усвоены и Вы чувствуете упадок сил из-за того что не соответствуете этим идеальным представлениям. Но, подумайте, может быть эти ожидания не то, чего Вы на самом деле хотите. Совсем недавно смотрел интервью В. Фромма: он говорил о том, что современные люди кажутся преуспевающими, но в душе они несчастливы (это Фромм говорил о том, что то что хочет человек и то каким культура хочет видеть человека – это разные явления).
Еще я понял, что Вы пишите, о сомнениях и нерешительности. В связи со всем описанным я рекомендую Вам ознакомится со следующей литературой и художественными фильмами:
1. И. Вагин «Заяц, стань тигром!»
2. Л. Толстой «Исповедь». Великий писатель пишет о том, как почувствовал потерю смысла.
3. В. Франкл «Сказать жизни «Да»! Психолог в концлагере». Даже если прочитать предисловие Д. А. Леонтьева – будет очень хорошо.
4. Д. Карнеги "Как перестать беспокоится и начать жить". В книге очень много практических советов.
Фильмы.
1. День сурка, 1993 год, в главной роли Б. Мюррей.
2. Жизнь прекрасна (La vita e bella), 1997 год, в главной роли Р. Бениньи
3. Всегда говори «Да»,2008 год , в главной роли Дж. Керри
4. Умница Уилл Хантинг, 1997, в главной роли Р. Уильямс
С уважением, Б.П.