Не могу поверить в себя. Как убрать страх, чтобы начать действовать.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня очень серьёзная проблема - я не могу поверить, что у меня получится осуществить проект, над которым я работаю уже почти 5 лет (именно из-за постоянных сомнений, такой срок). Я регулярно прохожу обучения, много читаю по нужной мне тематике, клиенты, которые со мной работают в меня верят и говорят, что очень хороший специалист. Но я не могу поверить. Каждый раз перед тем, как сделать какой-то этап работы, я ощущаю волнение и страх. Постоянное желание отложить дело (и часто именно так и делаю, растягиваю все на несколько месяцев то, что можно было сделать быстро). Чем больше я откладываю и работаю, тем меньше веры и больше нападает апатия, желание сдаться, но и сдаться я тоже не могу себе позволить - слишком много я уже вложилась. Как убрать страх, чтобы начать действовать. Как подавлять сомнения и чувство, что я ничего не знаю? Часто сравниваю себя с теми, кто уже состоялся, это меня давит ещё больше - начинает казаться, что я никогда не смогу достигнуть такого же уровня и что то, что я делаю и не нужно уже никому - ведь есть конкуренты.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Андреева Александра Германовна.
Здравствуйте, Татьяна!
Рада познакомиться с Вами.
Спасибо большое за Ваш подробный и искренний рассказ.
Сочувствую, что неуверенность в себе мешает Вам закончить проект, над которым Вы столько трудились, и, более того, отравляет Вам жизнь.
Что же можно сделать, чтобы помочь Вам ощутить уверенность в себе и повысить Вашу самооценку?
Вот несколько простых советов.
Во - первых, попробуйте технику "якорения".
Находясь в хорошем настроении, Татьяна, Вы всегда можете создать свой "якорь" , ( своеобразный ритуал, который будет закреплять Вас в этом позитивном состоянии и давать возможность вернуться к хорошему и приподнятому настроению, когда это будет необходимо).
Основа "якоря" - это стимул: поза\ жест\ или звук, который (по Вашему желанию) может быть дополнен мотивирующей фразой.
Пример якоря: жест "окей" (большой и указательный палец образуют кольцо) + фраза "У меня все получится!".
Другой пример "якоря": поза - голова поднята, плечи расправлены + фраза
"Все будет отлично!"
Найдите тот "якорь", Татьяна, который будет Вам идеально подходить,
"отзываться", и попрактикуйтесь в том, чтобы создавать " якорь" перед зеркалом. Со временем Вы в любой момент можете почувствовать уверенность в себе и прилив сил, вызвав подготовленный Вами "якорь", например, перед началом работы.
Во - вторых, письменно ответьте на вопрос " Почему я испытываю волнение и страх, принимаясь за работу? "
Пишите как чувствуете, до тех пор пока не закончатся Ваши мысли.
Возможно, такой ответ в "потоке сознания" Вас удивит и даст пишу для размышлений.
Волнение и страх подлежат проработке - как самостоятельной, так и с помощью специалиста.
Если Вы решите становиться лучшей версией себя с помощью психолога, буду рада видеть Вас на своих консультациях, Татьяна.
В - третьих, чтобы доводить начатые дела до конца, воспользуйтесь техникой "СМАРТ" (англ. SMART).
Данная техника представляет собой описание цели, которую легко достичь, если она соответствует определенным признакам:
- specific (в переводе с английского - "конкретная"): чего конкретно Вы хотите достичь, Татьяна?
- measurable (англ. "измеримая"): как Вы поймёте, что результат достигнут?
- achievable (англ. " достижимая"): в чем вызов Вашей цели (её главная трудность и одновременно притягательность)?
- relevant (англ. "значимая"): отвечает ли Ваша цель основной стратегии?
- timebound (англ." ограниченная во времени"): сколько времени нужно для достижения цели?
Вы, должно быть, уже заметили, Татьяна, что из первых букв английских прилагательных, которые мы использовали для описания техники, как раз и складывается название "SMART".
Надеюсь, что простые, но эффективные техники, которые я описала выше, помогут Вам улучшить свою жизнь и почувствовать себя увереннее, Татьяна.
У Вас всё обязательно получится.
Я желаю Вам удaчи!
Пожалуйста, берегите себя.
С уважением, Александра Aндреева, практический, детский и семейный психолог, коуч , МАК - консультант