Как перестать чувствовать себя никчёмным и стать самодостаточным?

Вопрос психологу:
Вот я уже 2,5 лет нигде не закрепился. Чуть больше года ушло на лечение и восстановление язвы ДВП. И потом я просто перебегал с работы на работу. И нигде толком не оставался даже на месяц. Живу с родителями. Я продал некоторые вещи, поэтому мог жить не работая. А теперь я медленно, но верно пересаживаюсь на родительскую шею. Они не гонят, но говорят, чтобы я сам как-то пытался (отец меня устраивал, но я сбежал, абсолютно не моё). У меня есть опыт работы в сфере обслуживания. С последнего места работы меня уволили, потому что я не расторопный, долго обучаюсь. С другого места сам ушел, потому что условия труда были адскими(переработки, холод, вызывали ночью оплачивай сам). Мало того ещё не выплатили, то что я проработал (хоть и неделю) Проблема в том, что я трудно обучаем и невнимателен. На меня постоянно орут. Живу я в маленьком городке, у нас тут только продавцы(в основном берут девушек), да рабочие(работы с тяжестями нежелательны). Такое ощущение, что я больше никогда не буду работать. Потому что отвык. А денег хочется. Мне стыдно попадаться на глаза знакомым и родственникам. Я считаю себя неликвидным. Представляете, 24 летний парень лежит на диване, пока его родители работают. Вот тут и чувство вины просыпается. Я подумываю идти дворником, но есть страх встретить знакомых, учителей. Я никогда такого не чувствовал и работал с 16ти лет. А тут жизнь просто на паузу поставлена вот уже 2,5 года. У меня жизнь остановлена, а мне советовали не торопиться. В этом я чувствую противоречие. И мне говорили, не будешь ничего делать будет хуже. Я вроде бы делаю, что-то. Да не двигаюсь никуда. Обращался к специалистам, но ни с тем, ни с тем к ощутимому результату не пришел (нехватка денег). Хотя, признаюсь, инсайты словил. Итак, чувствую себя неспособным приносить пользу людям и получать за это деньги. Застрял в замкнутом круге ( вижу себя никчёмным и не хочу сидеть на шее) Ещё есть страх заразить родителей ковидом, если пойду работать с людьми (работа, связанная с коммуникацией). Надеюсь, не утомил длинным текстом.
Автор вопроса: Павел Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Мололкина Светлана Владимировна.
Здравствуйте, Павел. Понимаю ваши чувства. В небольших городах действительно трудно с работой, это факт. Вы пишите, что 2, 5 года нет постоянного места работы - что-то не устраивает вас, где-то не устраиваете работодателя вы, т.к. с ваших слов, вы труднообучаем и невнимателен (хотя это может быть проявлением хронического стресса). Возникает вопрос, Павел - до последних двух лет, с учетом того, что работали вы с 16 лет - таких претензий от работодателей небыло? Или предыдущаяя работа была несколько другого профиля и не требовала внимательности и расторопности? Подумайте, какие качества ценили в вас работодатели на прошлых местах работы? Могут ли эти качества пригодиться вам сейчас? В чем еще ваши сильные стороны? Можно ли рассмотреть вакансии, где не требуется расторопность? И еще, Павел, существует так называемый период адаптации на рабочем месте. Даже если кто-то вундеркинд, ему все равно нужно время, понять как там все устроено (конечно, вундеркинду может понадобиться 1 день, а обычнгому парню - 1 неделя или 1 месяц - мы все разные). А у вас получается, что проработав около месяца, вы не выдерживаете прессинга, требований и сбегаете (хотя на 50% уже близки к тому, чтобы работать как специалист самостоятельно), потому что не верите в себя, не видите маленьких достижений, а видите только провалы и недостатки. Тяжело переносите критику, мнительны.
Поэтому сейчас для вас, Павел, основная задача - принять свою особенность (медлительность) и не заниматься самобичеванием. Спокойно, не реагируя на критику, говорите самому себе "да, мне нужен период адаптации чуть больше, я понимаю, что работадателей это раздражает - но это их проблемы, если работа мне понравилась - я буду вникать столько, сколько мне необходимо, что бы потом работать как все". Позвольте себе быть таким, какой вы есть без стыда и раздражения на себя.
Есть еще один момент - мы всегда нервничаем больше, если хотим получить работу, которая является для нас престижной. И это взвинченное внутреннее состояние проявляется внешне как несобранность, медлительность и т.д., то, что в быту называют "тормознутостью" - а на самом деле просто проявление невроза. Поэтому, чтобы отработать навык уверенности - можно для эксперемента временно устраиваться на работу, которая не является престижной и которую можно бросить в любую минуту - и т.к. нам "все равно" на эту работу - внутреннего напряения не возникает, мы естественны и спокойны. Испытав это сотстояние пару -тройку раз - уже не страшно претендовать на более высокую должность, вырабатывается внутренняя уверенность - "я справлюсь".
По поводу страха заразиться ковидом и заразить других - это тоже невротическая реакция, высокая внутренняя тревожность. Когда накатывают такие мысли - просто рационализируйте их: "да, я действительно могу заразиться. Но сейчас врачи справляются с этим гриппом, я знаю тех кто уже переболел и живет дальше." и т.п. Главное - внутренняя уверенность что и с этим вы справитесь.
И еще, Павел, как только появятся средства - лучше начать жить отдельно от родителей - они видят в вас ребенка, а не мужчину. Вы рискуете застрять в роли сына. Отдельная жилплощадь - это новые обязательства и роль самостоятельного мужчины, который сам платит по счетам, сам решает когда привести друзей или девушку, какие продукты купить и т.д. - и это тоже поднимает самооценку.
Желаю вам, Павел, найти себя, любимое дело и жить счастливой, полноценной жизнью.
Если ответ был вам полезен, оставьте, пожалуйста, отзыв на сайте.
С уважением, Светлана Владимировна.