Как называется состояние, когда сложно начинать дела?

Вопрос психологу:
Добрый день.
Мне 24, живу с мамой, есть старшая сестра.
Я работала в отделе с приятным коллективом с 2017, отношения были хорошие, но стресс и переработки.
А июле 2020 умер мой отец, я не виделась с ним около 12 лет, но было очень больно и грустно.
Потом заболел наш кот, я выросла с ним с 4 лет. Лечение длилось с 09.2020. На работе авралы, приходилось работать в супер-ускоренном темпе, чтобы вырваться домой вовремя и покормить|напоить кота, т.к. он не ходил из-за болезни, а мама до 21 работала. Было жаль, что я не могу проводить достаточно времени дома из-за работы, хотелось уволиться, но нужны были деньги на лечение и заочно вышку заканчивала, диплом в феврале. В марте 2021 кот умер, было чудовищно больно, сейчас полегче стало.
В мае работать стало невыносимо и смысла оставаться я не нашла. С тех пор у меня проблемы с мотивацией. Сначала вообще ничего не хотелось делать, я позволила себе отдыхать, только на йогу ходила (и хожу, бросать не хочу). Сейчас чувствую, что хочу на работу, в люди, но не хочу искать. Вакансии вызывают отвращение. И сложно в последнее время начинать деятельность, то есть: хочу спать, но не могу заставить себя улечься, хочу гулять, но не хочу одеваться и выходить из дома, проснулась и не хочу спать, но не могу заставить себя встать с кровати... Но, когда заставлю себя приступить, занятие мне нравится, но именно начать действие очень сложно. Что это такое? Не могу найти чего-то похожего в интернете, чтобы узнать как побороть это состояние.
Спасибо.
Автор вопроса: Дарья Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Плескач Богдан Вадимович.
Уважаемая Дарья!
Отвечая на Ваш запрос поделюсь с Вами своим взглядом на то, что с Вами происходит (объясню) и дам Вам рекомендации как преодолеть это состояние.
В целом, Вы все делаете правильно. А именно, дали возможность себе отдохнуть и постепенно добавляете физических тренировок (йога). Вы замечаете позитивные изменения: а именно – вначале ничего не хотелось делать, затем – появились желания что-то делать. Это означает, что упадок сил проходит и достаточно скоро Вы сможете вернутся к нормальному функционированию.
Кроме того, для будущего у Вас будет опыт (когнитивное представление), для того, чтобы преодолеть упадок сил нужно подождать. Заняться чем-то простым, какой-то физической нагрузкой, дать себе время восстановится.
Почему возникло это состояние? Отчетливо тут видно три аспекта.
Первый аспект
На сколько я понял, до увольнения с работы Вы взвалили на себя очень много. А именно: 1) заочно оканчивали ВУЗ, 2) работали, 3) старались быстрее окончить работу что бы вернутся домой и покормить парализованного кота. То есть, Вы находились в состоянии стрессовой мобилизации. Активно вырабатывались гормоны стресса, которые «подстегивали» организм активно расходовать резервы, в том числе нервную систему.
После того, как исчезли причины, которые заставляли Вас давать команду мозгу мобилизовать свой организм (сдали диплом и закончили ВУЗ?, умер кот, уволились с работы) – организм занялся тем чтобы восстановить затраченные запасы энергии, перейти к нормальному функционированию. Выработка нейромедиаторов в мозгу (которые отвечают за регуляцию настроения, волевого усилия и внимания), после активной продукции, тоже должна нормализироватся. Для этого нужно время. И судя по Вашему описанию, все происходит естественным путем и вполне благополучно.
Второй аспект.
Вы перенесли две утраты подряд. А именно, более года назад умер Ваш отец (который жил отдельно) и полгода назад – кот. Сочувствую Вам в связи с этими потерями. Утрату кота (за которым Вы ухаживали, пытались всячески выходить и излечить, ради которого стремились как можно быстрее закончить работу и т.д.) можно понять, не только как стресс, но как сильную травматизацию. Так, вы подчеркиваете, что жили с котиком с 4 лет. То есть, с тех времен, когда семья была полная (и жили все вместе: Вы, сестра, мама, отец, кот). Поэтому, смерть кота, могла ассоциативным образом напоминать Вам о потери отца и другие травматические моменты. В общем-то коту было уже 20 лет, он очень пожилой был и исход был понятен. Однако, тяжесть утраты могла быть еще сильнее из-за того, что переживалось сразу нескольких утрат. Я имею ввиду, что так могло случится, что Вы переживали сразу две утраты (и смерть кота и смерть отца). Так как, память о них могла взаимно-ассоциироваться, т.е. быть в мозгу близко. В таком случае, упадок энергии, который с Вами случился, также можно понять, как одну из последних стадий горевания после потери значимых других (стадия «отчаянье»). После стадии отчаянья, наступает стадия «реорганизации», вовремя которой субъект научается функционировать без утраченных объектов.
Добавлю, что на мой взгляд, было бы полезно проработать описанные выше травматические переживания в индивидуальной работе с психологом.
Третий аспект.
То, что с Вами происходит можно рассматривать как кризис. Так, Вы окончили ВУЗ. Если во время учебы были одни смыслы – закончить учится, чтобы получить диплом и профессию. То теперь, эти смыслы и задачи достигнуты. И необходимо поставить новые цели и смыслы.
Попробуйте ответить на такие вопросы: 1. Какой Вы себя видите через полгода? 2. Вы работаете? На какой должности?
Вы взрослеете, семья, в которой Вы росли, тоже меняется. Возможно, что утрата любимого питомца можно понять как то, что прошел какой-то период (этап) и должен начаться новый. Если развивать идею о том, что должна произойти реорганизация, и найдены новые другие, которые дают поддержку, какой-то ресурс то логичными будут такие вопросы:
1. Как Вы видите свою личную жизнь в будущем? 2. Планируете ли Вы развивать с кем либо отношения, создавать семью?
Обобщая (написанное по поводу третьего аспекта) текущею ситуацию можно понять как кризис, окончание определенной «эпохи» жизни. И для того, чтобы этот кризис преодолеть необходимо быть готовым развиваться менять представление о себе, усваивать новые роли (профессиональные, с другими людьми), искать новые смыслы и ставить новые цели.
Рекомендации.
1. На каждый день писать план, что Вы хотите сделать. Например, 1. Сходить на йогу; 2. Сходить в магазин; 3. Убрать в комнате; 4. Просмотреть вакансии или разместить объявление о работе и т.д. Поставьте себе цель, в течении дня выполнить все (или большую часть) пунктов ежедневного плана.
2. Действие (например, встретится с подругой) хочется выполнить и Вы знаете, что сама встреча будет приятной. Однако Вы откладываете это действие. Уверен, что чем больше Вы будете пробовать (заставлять себя) и приступать к выполнению действия тем оно будет легче даваться в будущем. Это можно сравнить с тем, как мышцы накачиваются при регулярных тренировках. Для того, чтобы облегчить выполнение действия можно использовать технику визуализации. Для этого, вначале представьте (мысленно вообразите) как выполняете действие. Помните, что запрещается визуализировать действия, которые представляют вред здоровью – личному или окружающих.
Как пример визуализиции, могу предложить, представить как Вы переодеваетесь в уличную одежду и едете на встречу с подругой. Придумайте, во что оденетесь, и затем приступайте. Кроме того, не забывайте, что это действие (например, подход к подруге) записан у Вас в плане и Вы обязались его выполнять.
3. Можно использовать социальное давление, чтобы заручится большим успехом в выполнении плана. Например, пообещайте кому-то из близких (маме или сестре), что будете выполнять ежедневный план (если они в курсе Вашей проблемы). И попросите их проверять его выполнение (чтобы Вас ругали не нужно; но с ними договариваться, что выполните запланированное в следующий день или вместе). Если не мама и сестра, то психолог, подруга… Фактор обещанного слова, запланированных заданий – может стимулировать выполнение действий.
Так как есть положительные изменения, уверен что дальше все будет нормализироваться (тем более если Вы будете попробуете использовать рекомендации). В случае затруднений рекомендую Вам обращаться к психологу.
Рекомендуемая литература и фильмы
Книга: Пинкола Эстес «Бегущая с волками».
Фильм: Всегда говори «да», в главной роли Дж. Керри (2008 год).
Надеюсь, что смог Вам помочь, с уважением П.Б.