Как научиться не воспринимать советы болезненно?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у меня какая-то бурная эмоциональная реакция на советы, которые я не прошу. Особенно если это советы от людей, которые в той сфере далеко не профи.
Например, на работе новый работник решил указать мне, что я должна делать, не увидев то, что это уже давно сделано. У меня это сразу вызвало поток эмоций: негодование, злость, неприязнь, чувство, что меня обесценивают, лезут на мою территорию, и мысли "кто ты такой, что позволяешь себе указывать?"
Второй день не могу успокоиться, постоянно прокручиваю эту ситуацию в голове и все еще злюсь, еще и обострение гастрита. Подозреваю, что из-за стресса.
Я была бы благодарна, если бы вы смогли подсказать, как можно изменить свою реакцию на подобные "советы"? Как научиться не принимать все так близко?
Возможно, сможете подсказать в каком направлении стоит двигаться?
Может ли это быть связано с тем, что самооценка у меня не очень, и очень часто совет воспринимаю как атаку, начинаю "защищаться", злиться и намеренно не следую совету? Спасибо!
Автор вопроса: Настя Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Добрый день, Настя!
В Вашем письме Вы наглядно описали те психологические и физиологические процессы, которые происходят у людей, стремящихся всё делать только по высшему разряду.
Вы точно указали на все элементы, которые участвуют в формировании беспокоящих Вас негативных реакций, что лично мне говорит о Вашей внимательности и аналитичности, способности верно находить причинно-следственные связи в происходящем. И именно эти Ваши ценные качества, уверена, помогут совладать с ситуацией, исправить её.
Действительно, состояние нервной системы, стресс на работе и состояние желудочно-кишечного тракта связаны напрямую. Давайте по порядку разберём то, что с Вам происходит, тогда Вы сами поймёте, в каком направлении двигаться, что с этим можно сделать.
Гастрит в этой цепочке - последнее звено. Он возникает не только от специфики диеты, но и как следствие того, что в организме разладилась работа пищеварительной, выделительной системы. Пищеварительная система, в свою очередь, зависит от слаженной работы желез внутренней секреции, выброса ферментов и гормонов в нужное время и в нужном количестве. Этими внутренними железами командует нервная система. Когда она работает неправильно, то посылает несвоевременные, чрезмерные или недостаточные команды органам, поэтому и органы начинают работать кто в лес, кто по дрова.
Возникает законный вопрос, почему нервная система так работает, что всё в организме портит? Кто её поломал?
И вот тут мы подходим к тому, что Вы, Настя, описали в своём письме. Вы в начале пишете, что у Вас слишком бурная реакция на советы, которых не просили, от тех, кого Вы авторитетными людьми не считаете. И в конце письма Вы пишете, что у Вас есть проблемы с самооценкой, Вы советы воспринимаете чаще всего как нападение, от которого следует защищаться, даже если это будет "назло автобусу".
Вот именно тут, Настя, лежит причина происходящего. Хорошо, что Вы осознали и отследили свои реакции, что говорит о том, что Вам будет легче справиться с ситуацией, чем любому другому человеку, который категорически не готов анализировать собственное поведение и не способен видеть причины своих проблем в своём поведении.
Нарушения в работе ЖКТ часто происходят у людей, которые много нервничают. Но причин нервничать бывает много, попробуйте по моему дальнейшему описанию вычислить, какая Вам ближе.
Связь ЖКТ и работой нервной системы, эмоциональной сферой объясняется тем, что пища является как бы прообразом первых удовольствий человека, проявлением первой заботы и любви, чувством владения первой собственностью. Если у человека есть какие-то сложности с этими вопросами, то могут возникать проблемы с пищеварением.
Может быть, Вы слишком сильно стараетесь получить чью-то заботу и любовь, вынуждены постоянно конкурировать за чьё-то внимание, Вам недостаточно положительных эмоций в жизни, Вы вынуждены были не получать заслуженное или отдавать своё?
Когда Вы описываете то, как Вы воспринимаете чужие советы, то возникает ассоциативный ряд с приёмом пищи, которая Вам не нравится, которую Вас заставляют есть против Вашей воли. Попробуйте осознать эту метафору.
Если метафора отзывается, то попробуйте относится к советам так же, как к реальной еде. Вы же не можете полностью отказаться от еды. Поэтому допустите в своей голове, что не всё, что Вам предлагают другие люди в качестве совета или просто своего мнения, необходимо так яростно отшвыривать. Иначе Вы останетесь без нового жизненного опыта, без энергии, без полезного общения.
Вы же ходите в гости, в те места, где вкусно готовят, едите там с удовольствием и в голове не возникает мыслей, что Вас там насильно заставляют есть?
Вот и посмотрите так же на то, что говорят другие, с той же позиции - как на угощение в ресторане или в гостях. Вы вправе выбирать из всего, что слышите, то, что способны "проглотить", "переварить", что кажется Вам "вкусным". Если Вы доверяете этому человеку, если Вам нравится то, что он говорит, если в его словах нет вреда, то примите это как угощение.
Подумайте над тем, почему Вы так категоричны ко всему, что произносят и предлагают другие.
Вас когда-то заставляли принимать к сведению то, что было для Вас неприемлемо, Вас ломали психологически, вынуждая "глотать" то, что вызывало отвращение?
Возможно, Вы были послушной девочкой, которую насильно кормили. Возможно, с Вашим мнением не считались. Возможно, Вы старались задавить свои истинные чувства. Возможно, Вы старались быть самой лучшей и "не испортить лицо", для этого заставляя себя "есть несъедобное".
Теперь Вы выросли и стараетесь научиться прислушиваться к своим желаниям, ощущениям, потребностям. Внешне это может выглядеть вот так реактивно, как эмоциональное отрицание без разбору всего, что Вам предлагают, даже если это, по сути, незначительное высказывание новичка или ценное предложение опытного человека, который Вам желает только лучшего. Есть ещё одна пищевая метафора - Вы психологически "переели чужих советов", поэтому так на них реагируете.
Постарайтесь понять суть происходящего. Вы головой понимаете, что давно уже опытный специалист, но, возможно, не получаете заслуженного повышения по службе, заработной плате. Вас это не устраивает, зреет внутренний конфликт. Но Вы не говорите об этом с начальством из страха быть непонятой. Или понимаете, что Вам придётся "есть эту надоевшую кашу" ещё лет 20. Нерешение поставленной задачи вынуждает Вас срываться на новичков, которые брякнули что-то не к месту.
Сначала найдите то, что было для Вас психологической травмой, связанной с насильным принятием чего-то, с попыткой быть лучше, чем Вы есть. Эти и нынешние травмы необходимо проработать с психологом.
Потом переходите к формированию новых реакций психики на раздражители. Они подтянут за собой и нормализацию работы ЖКТ. Обратитесь к гастроэнтерологу и неврологу, которые помогут обнаружить и пролечить проблемы со здоровьем органического происхождения (если они есть).
Пищевая метафора поможет Вам избавиться от чрезмерных и необоснованных реакций тела. Вы же не кидаетесь тортом в человека, который хочет от чистого сердца Вас угостить, не нападаете на него, не злитесь потом?
Вот и с советами поступайте так же. Сначала спокойно оцените совет, определите для себя, хотите ли Вы его принять, а потом либо принимайте с благодарностью, либо про себя или вслух говорите "спасибо, я не голодна".
Желаю Вам, Настя, здоровья, спокойствия и успехов.
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (ПОЖАЛУЙСТА, ОСТАВЛЯЙТЕ ДЛЯ СВЯЗИ ТОЛЬКО ЛИЧНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ СООБЩЕНИЯ на Вотсап +79255250023, эл.почту [email protected], в Инстаграм natnik1909psycholog)