Мне кажется, что у меня в жизни все не так.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Мне 22 года, я работаю в неплохой компании, заканчиваю магистратуру, состою в хороших отношениях, живу в сталей квартире, путешествую не часто, но 1-2 в год, у меня есть хобби, друзья, понимающая семья. И мне все равно кажется, что все не так :(
Работа - мне хочется больше зарабатывать, больше развития в этой сфере. Много мои подруги, как по мне, успешнее на работе и больше зарабатывают. Я же, вроде как и в хорошей компании с зарплатой выше средней, чувствую и виню себя, за то что я мало развиваюсь и зарабатываю, хотя я стараюсь много времени уделять изучению чего-то нового. У меня порой ощущение, что у меня как будто какая-то заплатка, которую надо сорвать и я буду максимально активная и успешная в карьерном плане, не буду чувствовать себя ребёнком по сравнению с другими коллегами, буду смелее выражать свои идет.
Пока я была на первых курсах университета, я раньше всех начала работать на неплохой должности, как мне казалось. В тот момент я думала, что я рано начала, значит, я быстрее Буду добиваться успеха. Но сейчас мои подруги, начав значительно позже и прилагая чуть меньше усилий, кажутся мне намного успешнее. Меня это очень ранит. Каждый раз, когда я слышу, что кого-то повысили или подняли зарплату, мне хочется закрыться где-то и плакать. Я понимаю, что это скорее всего жалость к себе, и это я не должна себя вести как ребёнок.
Второе - хобби. Мне нравится несколько направлений, и я уделяю этому достаточно времени, но я недовольна результатами. Когда смотрю видео своих танцев, расстраиваюсь, что у меня выходит хуже, чем у подруг. Вроде как хобби и приносит удовольствие, но иногда и сильно ранит.
Вопросы материальных благ меня тоже расстраивают - вроде все и есть, а ведь у кого-то оно будет лучше. Квартира по квадратажу больше, район лучше, и тд.
И вот недавно мне написала подруга, говорит у неё радостная новость, но расскажет она позже. И для меня это уже как нож по сердцу. Опять я буду расстроена, что у кого-то что-то лучше. Понимаю, что это неадекватная реакция, и нужно жить своей жизнью, не сравнивать себя. Но я пока так не научилась.
Я стараюсь говорить себе, что все хорошо, что всему своё время, что и у меня пойдёт череда более успешных событий, но затем меня перебиваете мысль: «А что если нет, и все твои старания но во что не выльются, ты так и останешься на одном месте?»
Пока я была на первых курсах, мне казалось, что я очень активно развиваюсь, а сейчас я просто теряюсь среди успехов других людей :(
Автор вопроса: Yana Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте, Yana. Когда «..кажется, что у меня в жизни ВСЕ НЕ ТАК», - самое время остановиться и задуматься: А КАК я хочу жить? Чьей тогда жизнью я жила ДО осознания, что все не так?..
В своем письме, Вы неоднократно упоминаете о том, что не хотите «чувствовать и вести себя как ребенок». Действительно, внутренняя позиция НЕуверенного ребенка, стремящегося соответствовать навязанным требованиям «как надо» (кому?), заметно сковывает Вашу смелость и мешает эмоциональному благополучию. Влияние этой позиции приводит к бесконечному поиску одобрения других; сравнению себя с другими не в свою пользу, обесцениванию своих достижений, подпитыванию чувства вины и недовольства собой и своей жизнью. Как же это исправить? Попробуем сделать это с помощью несложного упражнения.
Yana, представьте, что Вас попросили пообщаться с маленькой, неуверенной, немного растерявшейся девочкой. Познакомьтесь с ней. Сколько ей лет? Чего по-Вашему ей не хватает? Предложите ей это. Ваша задача, не спешно пообщаться с ней, возможно, рассказать или объяснить ей что-то важное (то, что посчитаете нужным). Подарите ей столько поддержки и понимания, чтобы она смогла расслабиться и успокоиться. Какие достоинства и способности Вы у нее заметили? Какие добрые слова Вы бы ей сказали? В чем Вы хотели бы ее заверить? Какое напутствие бы дали?
Это упражнение поможет Вам выйти на осознанный диалог с самой собой. Как Вы наверное, догадались, образ девочки, это внутренняя часть Вашей личности. Важно не отвергать ее, а признать и разрешить ей продолжать расти и развиваться, и становиться не просто взрослой, а стремиться к психологической ЗРЕЛОСТИ. То есть становиться способной ПРИНИМАТЬ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (в чем она проявляется и как?), раскрывать и развивать свой потенциал; проявлять гибкость и НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ОЦЕНОК и мнений окружения, и конечно, формировать СВОИ ЦЕННОСТИ и СМЫСЛЫ. Без личных ценностей, невозможно выбрать СОБСТВЕННОЕ направление в жизни, радоваться своим успехам и организовывать значимые изменения.
Возможно, следующие вопросы помогут Вам прояснить то, что важно именно для Вас:
- Допустим, мне удалось аннулировать мнение знакомых, тогда что я изменю в первую очередь и в какой области? Как начну САМА оценивать свои результаты в работе/учебе? Как я буду поддерживать себя когда что-то не так? Какими словами буду выражать себе собственное признание и одобрение?
- Что для меня по-настоящему важно?
Каким человеком я хочу быть? Какую позицию я хочу занять в своей жизни?
Какие принципы я выберу для себя КЛЮЧЕВЫМИ?
- Какие отношения я хочу построить? Какое влияние оказывать?
- Если бы я УЖЕ получила одобрение всех значимых для меня людей, как бы я жила и чем бы я с удовольствием занялась? Какие поставила бы цели?
- Если бы у меня не было страхов и сомнений, чему я хотела бы посвятить свою жизнь?
Yana, ответы на эти и подобные вопросы, в какой-то степени застрахуют Вас от чувства неполноценности и неуверенности, разочарования, когда кто-то рядом окажется успешнее. Да, всегда будут те, кто в чем-то (не во всем :), превосходит нас. Ну и что? Если вместо сравнения и огорчения настроиться учиться чему-то важному - «выиграют все» :) Помните, что у каждого человека своя история, будет ли она интересной и насыщенной, зависит от выбора на чем сосредотачиваться. Удерживая фокус внимания на «своем пути», Вы перестанете теряться в других.
Чтобы испытывать больше удовлетворения в жизни и радости от своих результатов и достижений, ПРИМИТЕ РЕШЕНИЕ руководствоваться своими ценностями, ставить свои значимые цели, сопротивляться неуемному желанию получить признание/одобрение других или быть лучше других. Справедливо ли сравнивать тюльпан с хризантемой? Зачем вообще это делать? Подобному тому, как каждый цветок имеет свой аромат, цвет и форму, так и каждый человек обладает своей неповторимой уникальностью. И попытка «стать как..» сразу украдет Ваше внимание, силы и возможность СТАТЬ СОБОЙ.. Жить так, чтобы жизнь «шла ЧЕРЕЗ Вас, а не мимо Вас»..
Поэтому почему бы прямо сейчас, ни сказать себе примерно следующее: «я понимаю, что жизнь не без сложностей, но я знаю как поддержать себя когда я их переживаю. Знаю чего именно хочу и планирую это реализовать. И да, я очень рада тому, чего УЖЕ достигла :) »
Успехов Вам, Yana, и эмоционального благополучия!
Вопросы, консультации возможны через ZOOM, скайп: studia izmeneni, email: [email protected], а также через другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина