Как справиться с тревогой, гневом и апатией?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я долго не решалась спросить совета у специалиста, считая, что надумываю себе проблемы, но сейчас эти проблемы стало невозможно игнорировать. Я перестала нормально воспринимать и чувствовать что-то помимо тревоги, гнева (не всегда ясно на кого он направлен и почему возник - порой я испытываю раздражение когда со мной просто здороваются члены семьи) и апатии. Это продолжается довольно долгое время, порядка двух лет, но лишь в последние полгода эта проблема стала беспокоить меня очень сильно. Я перестала заниматься хобби - раньше я находила отдушину в писательстве и рисовании, но с поступлением в университет рисование стало моей работой, а писательство вдруг пропало вовсе. Я не могу начать заниматься чем-то новым, потому что меня буквально парализует страх не оправдать своих же ожиданий. Я начинаю думать, что это слишком деньгозатратно и я могла бы заниматься учебой, работой, чем угодно еще. Но парадокс в том, что и работать у меня не получается. Это главная причина того, почему я решилась обратиться за помощью. Мое странное "подвешенное" состояние начало мешать мне учиться. Я не могу заставить себя сесть и работать, мне чрезвычайно трудно сохранять концентрацию, хотя раньше проблем с этим не было. Меня не мотивируют ни страх дедлайна, ни плохой оценки, или неоправданных ожиданий, ни напротив - желание показать себя. Я как будто не понимаю, зачем все это делаю. Мне нравится место, где я учусь, у меня прекрасный коллектив, но я часто ощущаю себя не на месте, белой вороной, неудачницей. Это мешает мне. У меня и раньше были проблемы с мыслями о смерти, но теперь эти они словно изменились. Ранее я плакала и боялась этих мыслей, потому что я просыпалась и засыпала с мыслью о самоуничтожении. Это очень пугало меня и я думал, что заслуживаю это. Мысли о смерти были моим странным мотиватором. Если я сделаю плохо/не сделаю "что-то", то я должна умереть. Это причиняло мне боль, но ничего поделать с этим я не могла, это стало навязчивой мыслью. Теперь же я боюсь того, что мысль о смерти раньше пусть и была со мной если не всегда, то очень часто, теперь перестал меня.. пугать? И умереть страшно, и жить не хочется. Ничего не хочется. Я не понимаю как выйти из этого состояния. Когда я наконец нахожу в себе смелость заговорить об этом с кем-то из моих друзей, я не испытываю облегчения. Тревога и апатия на какое-то время затихают, они не уходят совсем, но не "бьют по темечку". Это кратковременный эффект, вскоре все возвращается. Я стала потреблять много нездоровой пищи, причем, бесконтрольно. Я покупаю себе еду но почти не ощущаю ее вкуса, просто ем, ем, ем. Мне кажется что вкус еды делает меня счастливой в каком то смысле, а потом даже вспомнить не могу сколько и что я съела. Разумеется, от такого рациона страдает и мое самочувствие. Я стараюсь себя ограничивать в этом, но позже понимаю, что даже не замечаю, как опять что-то поглощаю. У меня напряженные отношения с семьей, в особенности. с матерью и я боюсь осуждения с их стороны, которое непременно последуют, если мое странное поведение начнет влиять на мою внешность - я начну полнеть, начнутся проблемы с кожей и тому подобное. Я тревожусь этого, потому что заметила, как стала меньше следить за собой. Мне, чтобы просто помыть голову, порой нужно себя уговаривать, хотя я сама же и покупаю уходовые средства для себя и никогда не пренебрегала гигиеной. Моя обыденная жизнь стала для меня как будто задачей повышенной сложности. Я боюсь, что мать меня снова обвинит в лени и безалаберности, как это часто случалось, но мне действительно стало в десятки раз сложнее просто жить. Даже после встреч с друзьями я чувствую себя очень уставшей и вымотанной, не хочется почти никого видеть.
Автор вопроса: Дарья Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Панасюк Марина Михайловна.
Здравствуйте, Дарья!
Вы пишите, что на протяжении двух лет испытываете состояние тревоги, гнева, апатии, раздражения, без повода. Вы утратили интерес к тому, что раньше вам нравилось, в чем вы находили отдушину, к вашему хобби. Вас посещают мысли о смерти, ничего не хочется. Потребляете много нездоровой пищи, а вкуса не чувствуете. У вас нет взаимопонимания с близкими, с мамой. Физически трудно что-то сделать, стало сложнее жить. Ваше состояние стало влиять на вашу жизнь, ваше самочувствие, общение с близкими и т.д.
Все, что вы описали, очень похоже на признаки депрессии. Когда человек погружается в такое состояние, он перестает реагировать на то, что раньше приносило ему удовольствие, что приносило радость. В состоянии депрессии не радует даже любимое хобби. Человек теряет вкус к жизни, не чувствует вкуса пищи, зачастую возникают нарушения пищевого поведения, утрачивается интерес и мотивация к привычной для него деятельности. Также ухудшаются и уменьшаются социальные контакты с близкими и друзьями. Энергетический потенциал стремится к нулю.
В подростковом и юношеском возрасте мы впервые задумываемся о смысле жизни, о том, чем нравится заниматься, что будем делать дальше, проблемы жизни и смерти также выходят на первый план. Это естественно . Важно, чтобы в таком непростом периоде жизни были хорошие отношения с родителями, с близкими. Если родители предъявляют завышенные требования к подростку, он растет в жестких рамках, ему становится сложно делиться сокровенным, проявлять себя, все это, впоследствии, может дать почву для предрасположенности к состоянию депрессии.
Состояние в котором вы находитесь длительное и затрагивает все сферы вашей жизни, поэтому лучше обратиться к специалисту за помощью.
В качестве первичной самопомощи можно использовать следующие практики. Так как ваш ум генерирует негативные мысли, которые сказываются не лучшим образом на вашей жизни, можно с утра несколько минут посвятить настроям, которые будут очищать ваш ум, они называются аффирмации. Есть в свободном доступе в интернете, эти установки будут очищать ваши мысли и настраивать на предстоящий день. Также старайтесь контролировать свое питание. Есть такое выражение: “Ты то, что ты есть” и это так и есть. Очень важно двигаться, лучше на свежем воздухе, это наполняет энергией, повышает тонус и настроение. Расставьте для себя приоритеты, то что для вас важно именно сейчас, чтобы сфокусировать свои силы на одном. Не нужно зацикливаться на себе, своих мыслях. Перестаньте себя жалеть, этим вы только подкрепляете свое состояние. Любому человеку важно отдавать, это наполняет необыкновенной радостью. Очень много тех, кто нуждается в нашей помощи, это приюты для животных, различные волонтерские организации и т.д. Когда ваш фокус внимания сместится, станет легче, но все-таки лучше работать со специалистом в комплексе. Есть очень полезная книга Хэла Элрода “Магия утра. Как первый час дня определяет ваш успех”. Там очень много полезного материала, который может применить любой человек.
Я желаю вам гармонизировать ваше состояние!
Счастья вам и любви!