Как справиться с апатией и начать жить жизнь?

Вопрос психологу:
Добрый день.
У меня есть проблема, я это осознаю, но не могу справиться.
Мне 29 лет (детей нет), очень пугает, что в этом возрасте у меня плохая и низкооплачиваемая работа. Не могу подтолкнуть себя на изменения в своей жизни, очень трудно найти работу, неуверенная в себе, в своих возможностях, что я достойна большего. Даже на собеседовании чувствую, что работодатель чувствует, что я неуверенная в себе и в своих силах. Есть высшее образование, в последнем классе школы очень старалась поступить в универ и поступила.
Даже сестра уже говорит, что я не живу, а существую. Внутренне, тоже чувствую пустоту, раньше не понимала людей, которые просто плывут по течению и только жалуются на свою жизнь и ничего не делают, теперь сама такая. Не чувствую вкуса к жизни. Есть молодой человек, уже свадьбу планируем. Понимаю, что финансово на него нельзя положиться, поэтому нужно взять все в свои руки и больше зарабатывать. Чувствую себя размазней.
Отношения с мамой хорошие, я росла без отца (умер как мне было 2 года). В детстве мама заостряла внимание, что я сирота, что дети не хотят со мной дружить, чтоб я к кому-то не подходила. Всегда было давление с ее стороны, что мы как семья никому не нужны, что мы обделены. Она меня очень любит и я ее, к маме нет претензий, она очень много работала, чтоб воспитать нас с сестрой. Не знаю или мое детство повлияло на мой характер, никогда себя не чувствовала в детстве хуже других, а сейчас чувствую.
Как себя взять в руки и начать действовать?
Спасибо за совет.
Автор вопроса: Анна Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Анна, добрый день!
В письме ощущается боль от того, что жить идёт не так, как Вам бы этого хотелось, словно во сне, мимо Вас. Это активизирует переживания, что с Вами что-то не так, но понять, что именно, у Вас самой нет возможности, и другие тоже не могут помочь.
Ваше письмо заканчивается вопросом «как взять себя в руки и начать действовать». При этом, если почитать письмо внимательно, то сложно сказать, что Вы бездействовали.
Вы в прекрасном возрасте 29 лет. Есть работа, пусть не такая, о какой стоит только мечтать, с небольшой зарплатой, но есть. Есть высшее университетское образование, которого Вы добились самостоятельно. У Вас есть мама, сестра, которые для Вас ценны, любят Вас, с ними у Вас хорошие отношения. Планируется свадьба с молодым человеком, пусть небогатым, но, видимо, хорошим человеком. Ведь за плохого Вы бы не пошли замуж? Впереди рождение детей. Казалось бы – живи, да радуйся!
Да вот только Вы почему-то не радуетесь. Вас пугает, что в 29 лет статус не тот, работа не та, интересную работу невозможно найти, нет мотивации, эмоциональных ресурсов, нет вкуса к жизни, молодой человек неперспективный, угнетает чувство пустоты, нахлынули воспоминания о трудностях в детстве, утрате отца.
Такие две разные картинки об одном и том же человеке! Как такое могло случиться?
Более подробно и чётко понять, что именно с Вами происходит, конечно, сможете в ходе личной консультации, при необходимости проведёте психодиагностику, выполните задания для проработки выявленных проблем.
В ходе данной письменной консультации на основании сведений из письма мы можем предположить как минимум два очевидных источника такого Вашего состояния:
1) Возрастной кризис 30 лет.
Да-да, Анна, именно такими ощущениями сопровождается типичный возрастной кризис: утрата интереса к тому, что на предыдущем этапе жизни радовало, ощущение потери смыслов, ориентира в жизни, отсутствие целей и интересов, которые «заряжены энергией», ощущение бесперспективности в карьере, опасения за свою конкурентоспособность в сравнении с другими женщинами, первые мысли об уходящей юности, потере привлекательности, лень, депрессия, ощущение, что жизнь проходит мимо.
При этом психике совершенно без разницы, что у женщины может быть и работа, и семья, и дети, и любящий муж, и успех. Но вот наваливается на неё такая невыносимая хандра, недовольство тем, что есть, и всё - хоть кричи, хоть плачь. И никто вокруг не понимает, на что жалобы. А это не жалобы. Это подключился возраст подведения профессиональных, социальных итогов.
Иногда этот кризис называют «возрастом Сатурна». Считается, что в этом возрасте должна наступить личностная зрелость. Человек повзрослел окончательно, к этому моменту позволил себе всё, что ему представилось в жизни. А теперь пришло время подведения промежуточных итогов, несения ответственности, в первую очередь - за себя.
И вот Вы, Анна, внутренним взором обратились на свою жизнь и ахнули – то не сделала, тут упустила, там не побывала, этого не попробовала. И стало страшно, грустно, что 29 лет занималась вроде как не тем, чем могла бы.
2) Тут и вторая очевидная причина подоспела – из детства, с которым Вы должны сейчас расставаться окончательно.
Пришёл к Вам Ваш Внутренний Ребёнок с нерешёнными вопросами, которые не пускают Вас во взрослую жизнь. Что Вы сейчас воспоминаете из детства? Мама любящая с двумя дочками осталась вдовой, жила тяжело, много работала, наверняка денег не было вдоволь, чувствовала себя неполноценной из-за этого и вам с сестрой это внушала.
Кстати, сколько маме было лет, когда папа умер? Не в одном ли Вы возрасте с ней? Если да, то к кризису ещё могли добавиться те самые воспоминания о маминой судьбе, которую Вы можете бессознательно примерять на себя в той или иной мере.
Вы из сочувствия, лояльности маме можете начать выбирать из толпы мужчину, который не будет Вас материально поддерживать, выбирать работу, на которой будет уныло, тяжело и мало денег. Просто Вы очень любите маму и словно пытаетесь разделить с ней ту ношу, которую она несла, ту мысль, которую она вам с сестрой транслировала «жизнь – боль».
Стоит ли маму теперь осуждать, обижаться, винить в том, что она что-то не то когда-то вам говорила, чего-то не додала? Ни в коем случае! Этим Вы только ухудшите всё.
Подойдите к вопросу серьёзно, как требует возрастной кризис 30 лет. Представьте, что консультируете постороннего человека, которого зовут Анна. Задавайте себе вопросы и записывайте подробные и максимально честные ответы на них. Будем подбивать счета, как любит «Сатурн» :)))
1) Поговорите с мамой о том времени, когда она родила двоих детей, а потом осталась вдовой. Почему это случилось? Что она чувствовала? Как выживала? Зачем внушала вам, что вы с сестрой неполноценные?
Подумайте, какие плюсы есть в том, что человек ограничен (инвалид, болен, обделён, ущемлён, травмирован и т.д.) в сравнении с остальными, у кого нет таких проблем? От чего более страшного человек может защищаться отсутствием денег, тяжёлыми условиями работы и т.д?
Ваша мама живёт свою жизнь, у неё сложилось так, как сложилось. Вы очень маму любите, как и она – Вас, но Вы не можете отнять у неё её прошлое, её жизнь с её трудностями и прожить за неё. Это невозможно. В Вашей жизни предусмотрены другие события, Анна.
Поблагодарите маму за то, что она выдержала с честью то испытание, вырастила вас с сестрой. И теперь думайте о том, что Вашей задачей является смотреть в будущее, иначе та мамина жертва была бесполезной.
Вы свободны в своей воле выбирать свой путь, непохожий ни на чей чужой. В нём есть интересная работа, достойная зарплата, мужчина любящий, здоровый и заботливый.
2) Проведите ревизию своего образования, опыта работы. Вас устраивает это место работы? Эта работа по своей сути? Эта зарплата? Там есть для Вас перспективы? Вас устраивает коллектив, начальство, график работы? Вы уверены, что другую работу Вы не найдёте? Почему? О какой работе Вы мечтали? Такая работа есть в Вашем городе? Альтернатива?
3) Если есть сомнения в том, что является «Вашим делом», пройдите психодиагностику, профконсультацию. Изучите, какого опыта, образования не хватает, чтобы начать работать там, где Вам хотелось бы.
4) Пересмотрите свои отношения с людьми. Кто рядом с Вами? Чем Вы их привлекаете? Они – Вас? Чем Вы интересны для других? Как вы проводите время, чем друг друга наполняете, мотивируете, о чём разговариваете, где бываете? Вы именно об этом мечтали? Если нет, то о чём? Если есть рядом те, кто постоянно тянет Вас на дно, внушает неполноценность, старайтесь минимизировать такое общение. Где в своём городе можете найти общество единомышленников, место пополнения ресурсов?
Когда Вы проработаете подробно эту схему, Вы придёте к пониманию, что Вас держит, что является для Вас источником энергии. Когда Вы поставите себе чёткую конкретную цель, то сможете двигаться к ней. Желаю Вам успеха!
Буду благодарна за отзыв о полученной Вами консультации на сайте.
С уважением,
Наталья
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (запись на бесплатную 20-минутную консультацию: Вотсап +79255250023, эл.почта [email protected], Инстаграм @natnik1909psycholog)