Жизнь на самотёк из за неуверенности.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
В жизни и всех делах есть неуверенность в себе, в своих силах и праве на жизненные обстоятельства и саму жизнь, такое чувство и привычка как будто кто то имеет право жить лучше, иметь больше даже ущемляя мои интересы и права.
Когда кто то в чем то ущемляет, получая что то за счет меня, или пользуясь, или не считаясь и нужно принять какие то меры,
вместо этого наступает смирение с этим, оттягивание действий и шагов от этого.
Это не лень, понятно что нужно что то сделать, иначе буду съедать потом себя за это, другие будут считать тряпкой, родные будут это видеть и это даст им тревогу в жизни, другие будут еще больше пользоваться.
Но не могу, как будто ничего не стою и жизнь обесценена, как будто хуже других.
Вроде понимаю что жить надо своими интересами и целями, что свою жизнь не переждать.
Но не чувствую себя как личность, думаю а что подумает тот или иной, какой вред может причинить моей жизни.
Как чувствовать себя личностью, отстаивать и ценить свою жизнь, делать что нужно мне в жизни не волнуясь и не думая о том что может быть?
Как обрести уверенность и решительность в своей жизни, какие шаги выполнять при жизненных ситуациях и вести себя так чтобы у посторонних в этих ситуациях даже мысли не было что они могут навредить мне как захотят, ведь мое отношение наверное видят?
С уважением, всего наилучшего.
Автор вопроса: Василий Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Москвина Маргарита Витальевна.
Доброго времени суток, Василий!
Ох уж эта, пресловутая «уверенность» и я вас прекрасно понимаю, потому как сама прошла через это, на первый взгляд было вроде все хорошо, пока не приняла решение поработать над собой.
Уверенность в себе – одно из самых интересных свойств человеческой психики. Но, надо сказать, эта тема еще очень мало разработана в психиатрии, психотерапии или психологии. Разные люди вкладывают в слово «уверенность» совершенно разный смысл.
Задание 1. Предлагаю, вам определить для себя, что же все таки такое эта пресловутая «уверенность»?
«Уверенность в себе – это вера в то, что в нас есть нечто большее, чем мы о себе знаем». У каждого имеется скрытый потенциал. Подумайте, ведь когда то вы даже ходить не умели! А теперь? Было время, когда вы не могли читать и писать, не умели плавать или водить машину. Все это вы постепенно освоили. Ведь человек – существо обучаемое. Причем обучаемое достаточно быстро. Если вы чего то не способны сделать сейчас, это вовсе не значит, что так будет всю жизнь.
Задание 2. Предлагаю вам написать пять доказательств вышеприведенной фразы, опираясь на собственный потенциал.
«Уверенность в себе – это вера в то, что в трудной ситуации на себя можно положиться». У всех нас не раз в жизни бывали сложные моменты. Иногда мы могли рассчитывать только на себя, иногда – еще и на помощь окружающих. И все же нет человека, который хоть раз не был бы вынужден действовать по примеру барона Мюнхгаузена – собственноручно вытягивать себя за волосы из болота.
«Уверенность в себе зависит от ответа на вопрос: кто ты в этом мире – эксклюзив или посредственность?»
Действительно, кто вы – выскочка, или «человек из стада»?
Неадекватная самооценка может испортить вашу жизнь.
Самооценка, Василий формируется у ребенка с детства – родителями, воспитателями в детском саду, затем учителями в школе. В результате человек начинает оценивать себя голосами других людей в своей голове.
Например, Ольга Юрковская, психолог, утверждает, что самооценка – это вещь искусственная, что была навязана нам для того, чтобы нами было легче управлять и приводит интересный пример с обычной кошкой, где предлагает представить, чтобы кошка сомневалась в том, достаточно ли она хороша, чтобы понравиться какому-нибудь коту, или чтобы, к примеру, поймать мышь? Или как она будет выглядеть в глазах других кошек, если не поймает мышь?
Этот пример говорит, согласно логике Ольги Юрковской, что никакой естественной природной самооценки быть не может, что с точки зрения науки – неадекватная самооценка в том смысле, что она не соответствует реальности. Либо человек четко оценивает свои сильные и слабые стороны, и его оценки подтверждаются результатами в реальной жизни, либо у него имеются в голове некие галлюцинации по поводу себя, а реальность постоянно доказывает ему обратное.
Но, а пока, можете самостоятельно выполнить несколько техник, приведенных ниже.
Техники усиления уверенности в себе:
Техника «Ощущения уверенности». Постарайтесь сознательно вызвать в себе ощущения, которые ассоциируются у вас с уверенностью. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить три ситуации, в которых вы чувствовали себя как никогда уверенно. Как правило, люди рассказывают о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Возникает чувство, что координация движений у него просто великолепна, и он легко сможет выполнить самый сложный акробатический пируэт.
Техника «Накачка уверенностью». Подберите цвет, который ассоциируется у вас с уверенностью, и мысленно «прокачайте» им все свое тело: каждую клеточку, каждую мышцу, каждый нерв. У любого из нас есть и своя «музыка уверенности»: для кого то подойдет военный марш, кому то больше по душе классика или рок музыка. Следует прокрутить эту мелодию в голове во время «накачки». Стоит припомнить и свой личный «запах уверенности». Для всех людей уверенность пахнет по разному: это может быть аромат особых духов, запах ружейной смазки или же боксерских перчаток.
Техника «Корона уверенности». Представьте себя посреди стадиона, где все зрители встали, чтобы громко вам поаплодировать. Вы широко улыбаетесь этому шквалу аплодисментов, а на голове у вас красуется великолепная корона.
Техника «Надпись уверенности». Представьте себе чудесную радугу, широкую как небо. На ней огромными буквами написано: «Я уверен в себе». Одновременно с небес раздается громовой голос: «Я верю в себя!»
Техника «Символ уверенности». Какой предмет, дерево или животное вы бы захотели сделать символом своей уверенности? Это может быть что угодно: огромная, мощная сосна, свирепый медведь, покрытый броней танк, суровая скала, о которую разбиваются морские волны… Постарайтесь во всех подробностях увидеть этот символ своим мысленным взором. А затем слейтесь с ним! Станьте таким же сильным, гибким, мощным и насладитесь этим ощущением.
Техника «Внутренний волк». Жизнь – штука тяжелая, и в экстремальной ситуации частенько приходится действовать по формуле «Загрызи всех, пока не загрызли тебя». Страх перед волками – и в прямом, и в переносном смысле – символизирует, на самом деле, страх перед собственной слабостью. Но давно известно, что решительный человек даже в одиночку способен справиться с несколькими противниками. Время будить в себе зверя!
Если сложно справиться самостоятельно, я готова помочь, заходите, пишите на мой емейл: [email protected]!
Удачи и всех благ, с уважением, М.В.Москвина.