Не могу быть собой, не понимаю свои желания, живу не своей жизнью.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 18 лет. Я парень. У меня такая проблема, я не могу быть самим собой с людьми, не могу с ними нормально общаться, также я не понимаю свои желания. Опишу ситуацию. Я вышел гулять с друзьями. Группа из 5-6 человек. Всё общаются, шутят, угорают над чем-то, а я остаюсь остаюсь в стороне и молчу. Вот тупо молчу и не знаю, что мне сказать, как правильно пошутить, как ответить, как отрегулировать на слова того или иного человека. Я вообще ничего не знаю. Каждый раз, как я попадаю в социальные ситуации, я или молчу, потому что не знаю как себя проявлять, либо подстраиваюсь под собеседника, много его слушаю, задаю ему много вопросов, чтобы самому ничего не говорить, поддакиваю ему, соглашаюсь во всём с ним. У меня будто нет своей позиции, будто я пустой лист. Каждый раз, как я хочу что-то сказать собеседнику, у меня в голове пусто, никаких мыслей, вот пойди и расшиби себе башку, а мыслей нет. И я продолжаю молчать... А как общаться, если ты постоянно молчишь?? И эта молчанка у меня происходит со всеми людьми, кроме конечно моих родственников, с ними хоть можно о чём-то поговорить. Иногда я думаю, что со мной что-то не так... Я не знаю, кто я такой на самом деле, не могу на себя опереться. Поэтому что я не могу нормально общаться. Встречаясь с человеком я угождаю ему, потому что не знаю, как по другому.
Хочу рассказать о своём детстве. Может там кроется разгадка моего поведения.
С детства я был активным, любил всё исследовать, бегал, прыгал. Был озорным и весёлым ребенком. Был сильно привязан к матери, когда меня отдавали в садик, я очень сильно орал, не хотел там оставаться, но потом быстро адаптировался.
В школу я кстати пошёл грустным. На 1 сентября на школьной фотографии я получился с недовольным лицом. В школе я был очень активным на переменах. Но на уроке всегда был стеснительным, мне было очень трудно отвечать у доски. Когда нужно было рассказать стихотворение, я очень сильно волновался и терялся. Помню, как мой классный руководитель держал меня за руку, чтобы я сильно не волновался. Ещё помню эпизод, когда нас попросили принести из домашней библиотеки любому книгу. Всё дети принесли и показывали учительнице, я же постеснялся показать свою книгу, я так и не достал её с портфеля. Был какой-то страх... Помню ещё, как я бежал по лестнице и случайно толкнул одну девочку с параллельного класса. Я тогда ничего не заметил. Но меня уже через минут 5 притащили в кабинет. Там спрашивали, почему я так поступил. Я же просто не понимал, что я сделал... Что от меня хотят? Будто бы я и не толкал никого... Помню, что мне было очень стыдно... Ещё хочу рассказать, что со мной из школы домой ходила одноклассница. И я так не любил с ней ходить, что даже специально её напугал, сказав, что прыгну под машину, а потом скажу, что это она меня толкнула. Помню также( эти события все из начальной школы), что со мной хотел идти из школы домой один мальчик, так я грубо сказал ему, что не хочу с ним идти, чтобы он отвязался. К чему это всё я вспоминаю? А к тому, что уже с детства я наблюдаю, что хотел быть в одиночестве, уходил от людей, от общения... Был каким-то другим...
Примерно с 8-9 лет я познакомился с компьютером. Родители купили мне компьютер. И я стал залипать в нём часами. Конечно, с перерывами на учёбу. Я играл часами, и мне больше ничего не нужно было. Помню такой эпизод, мы с одноклассниками сидели в беседке, общались, вдруг мне просто захотелось встать и уйти, то ли я устал от общения, то ли мне надоело. Тогда мне ещё подруга сказала, "тебе что дороже компьютер, чем мы? " Я сказал, типа да, не понимая, что этим я мог сильно обидеть друзей. После этого они меня больше не звали гулять. Хотя много раз меня звали кататься на коньках, на речку, а я просто не хотел... Мне было интересно дома, я играл в компьютерные игры и мне больше ничего не нужно было... Я был просто одержим играми. Вот сейчас мне кажется, что Я ВСЕГДА чувствовал себя неловко в социальных ситуациях, было всегда волнение, непонимание, как общаться с людьми. С родителями не сказать, что я активно общался, но всё же часто разговаривал. В средней школе тоже не сказать, что я был МЕГАОБЩИТЕЛЬНЫМ. По сути остался таким же. Также увлекался играми, ходил в компьютерный зал, где активно играл с другими ребятами. У меня был в школе один лучшей друг, с ним я хорошо общался, ну как хорошо, как умел. С остальными я как то слабо коммуницировал. В 7 класса, когда соединили наш класс с параллельным, я ещё больше ушёл в себя. Я стал жертвой биллинга пацанов из параллельного класса. Каждый раз я испытывал сильный страх, когда с ними встречался, потому что они меня постоянно задирали, а я ответить не мог. Я принял волевое решение. Начал заниматься спортом и мне удалось подтянуться и дать им отпор, больше они ко мне не лезли. Я по прежнему мало общался с одноклассниками, друзей было мало. Я никак не проявлял себя в классе, в начальной школе шутил очень часто, был шутом класса, все меня за это любили, а потом в классе 7 закрылся, вероятно из-за того, что наши классы соединили и мне было неловко себя проявлять. В начальной школе я помню, что мог на перемене бить телефон и сидеть так не отрываясь... Это я к тому, что я не общался. И вот кажется мне, что мне всегда было трудно общаться с людьми, я просто не мог найти с ними общий язык. В 8 классе с головой ушёл в учёбу, вот прям ушёл, погрузился, не замечал ничего вокруг. В итоге стал отличником. Со сверстниками я также не общался, не понимал зачем нужно это общение, для чего мои одноклассники шляются по улицам, имеют какие-то вредные привычки, бегают за девочками. Скажу, что я тоже был влюблён, чтобы вы не подумали, что я какой-то ненормальный. Но она мне отказала, я признался ей в интернете. В 9 классе также продолжал учится, редко общался. В основном ВСЁ МОЁ ОБЩЕНИЕ БЫЛО В СЕТИ, ТАМ МНЕ БЫЛО ЛЕГЧЕ, БЕЗОПАСНЕЕ, реального общения не хватало, а точнее его вообще не было. После 9 класса вышел как то летом на улицу и понял, что у меня социофобия, потому что попав на речку, я начал бояться людей, которые там купались.
Надо сказать, что в детстве у меня было 3 лучших друга. И у нас был общий интерес, игры. Мы общались, потому что нас объединяли игры. Потом всё разъехались и я остался один. В 10-11 классах меня звали гулять одноклассники, но и с ними я не мог найти общий язык. Я всё больше погружался в хобби, читал очень много, днями напролёт. И сейчас я поступил в Вуз, и мне по прежнему тяжело общаться, не могу раскрыться людям, не доверяю никому... Очень я одинок, тяжело так жить, КОГДА ТЫ ПОЛНОСТЬЮ УШЁЛ В СЕБЯ И ОТГОРОЖЕН ОТ ОКРУЖАЮЩИХ НЕПРОНИЦАЕМОЙ СТЕНОЙ.
Что я хочу узнать? Может у меня какое-то расстройство?? Синдром?? Почему я так и не нашёл общего языка с окружающими??
Автор вопроса: Ренат Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Гужбина Снежана Александровна.
Здравствуйте, Ренат. Спасибо за то, что очень подробно описали свой запрос.
На Ваш вопрос по поводу синдрома или расстройства я ответить не смогу, так как психологи не ставят диагнозов, для этого Вам нужно обратиться к врачу, но я все же постараюсь обосновать свою точку зрению на Вашу проблему.
Для чего Вам нужно быть общительным? Может быть, желание быть общительным обусловлено требованиями общества, а не Вашим искренним желанием? Подумайте над этим. У Вас совсем необязательно может быть какое-то расстройство. Совершенно нормально быть необщительным и вообще быть одиночкой с очень узким кругом друзей. Если это так, это может быть первой ступенью к познанию себя. И если это так, тогда постарайтесь принять себя именно таким.
Возможно, люди, с которыми Вам сложно общаться, на самом деле просто Вам неинтересны? Вам интересно то, о чем они обычно говорят? Подумайте над тем, что интересно Вам и можете ли Вы разделить эти интересы со своими друзьями ( игры, например). Возможно, у Вас вообще нет точек соприкосновения, поэтому Вам и сложно с ними общаться. Может быть, Вы считаете, что они не разделят Ваши интересы? Или может, Вы стесняетесь своих интересов и боитесь, что Вас отвергнут? Попробуйте поговорить с ними (через волнение и неловкость), например, об играх или о книгах, возможно, они поддержат разговор, потому что им это тоже интересно. В случае, если они все же отвергнут, то катастрофы не произойдет. В мире очень много людей, с которыми можно разделить свои интересы. Вы не обязаны общаться с теми, с кем Вам не хочется, так же как Вы не обязаны были ходить вместе с той девочкой домой. Общаться в сети еще легче, потому что там проще найти собеседников по интересам. В данном случае, можно поискать интересных людей в реальной жизни, например, на тематических фестах, сходках и т.д. Общение с незнакомыми людьми на таких мероприятиях, может быть и хорошим тренингом для развития коммуникативных навыков.
«Я не знаю, кто я такой на самом деле, не могу на себя опереться». Личность человека формируется на протяжении всей жизни. На Вашем этапе взросления вполне нормально и даже закономерно задаваться вопросами по типу: «Кто я?», « Какой я?» и т.д. Ваше самосознание активно развивается в данный момент. Для себя, Вы можете изучить различные психотипы (можно проходить тесты), которые помогут приблизить к пониманию собственных личностных черт. Определив эти черты, Вы сможете узнать не только свои слабые стороны, которые можно корректировать, но и свои сильные стороны.
Ваша неловкость и неудобство при общении, связано с тем, что Вы имеете мало опыта. Меньше, чем у Ваших сверстников, которые были более общительными(хотя на самом деле, очень многие люди в Вашем возрасте, испытываю такие же чувства). Уверенная коммуникация - это навык. Его можно и нужно развивать. Поставьте себе такую цель. Учитесь быть эмоционально открытым. Если Вам, например, сегодня грустно или наоборот весело, скажите об этом своим друзьям, поделитесь этим. Вообще, я думаю, что люди к Вам тянутся и это круто. Чем-то Вы их заинтересовываете, а это значит, что не всё так плохо в Ваших навыках общения. Кстати, Вы пишите, что всегда слушаете и задаете вопросы. На самом деле, не многие люди умеют слушать. Это отличный навык.
Если Вы чувствуете страх, тогда нужно определить, что именно Вас пугает в процессе общения. Возможно, несмотря на то, что Вы смогли дать отпор буллерам, травля всё же травмировала Вас? Почему Вы боитесь открываться и доверяться? Каких последствий Вы боитесь? Подумайте над тем, какие убеждения лежат в основе этого страха( для изменения убеждений мешающих жить, можно использовать технику когнитивной реструктуризации, в интернете есть инструкции к ней). Преодолевайте маленькими шагами. Оцените реальность своих опасений. Подумайте о том, как Ваша жизнь изменится после того, как Вы этот страх преодолеете.
Удачи и терпения Вам на этом пути.
С уважением, Снежана.