Ухудшение настроения из-за холодной погоды.

Вопрос психологу:
Скажите пожалуйста, почему так происходит и как это можно изменить, когда в более холодное время года (начиная с осени, когда приходит похолодание и до середины весны, когда не настанет потепление) чувствуется смена настроения в худшую сторону, пессемистичность, лезут в голову плохие мысли именно в момент, когда начинает садиться солнце и это чувство продолжается где-то часа 2, пока полностью не стемнеет и не придётся включить свет. Хотя до этого с настроением утром все было хорошо, и после того, как включаю свет оно тоже улучшается, хоть и не так, когда ещё светило солнце. И в эти два часа не могу что-то спокойно делать, это состояние слишком меня охватывает и я погружаюсь в эти чувства и не могу заниматься другими делами, не получается полноценно концентрироваться. И такое состояние только в холодное время года, летом такого никогда не бывает. И в целом странное ощущение холода зимой, будто все действительно становится хуже, чем было и появляется чувство одиночества, грусти, плохие мысли, нежелание что-либо делать.
Автор вопроса: Владислава Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Самсонова Мария Валерьевна.
Владислава здравствуйте.
Информации немного, но попробую ответить Вам исходя из того, что Вы написали.
Что с нами происходит в осенне-зимний период?
Осенью многих людей начинает одолевать хандра или даже депрессия. Мы начинаем страдать от упадка сил, перепадов настроения, сонливости, неспособности ощущать удовольствие от жизни.
На состояние психики человека влияют погодные изменения, серость, слякоть, укорачивание светового дня, однообразие будней.
Происходит сбой в гормонах, которые отвечают за настроение.
Укорачивание светового дня ведёт к тому, что увеличивается образование гормона мелатонина, это может вызывать сонливость. Гормона серотонина не хватает, поэтому появляется желание грустить по любому поводу, что особо выражено у людей, склонных к тревожности и замкнутости.
Но, это в общем, в частности конечно надо смотреть. Может у Вас есть какие-то неприятные ассоциации, связанные с осенне-зимним периодом или какой-то неприятный опыт. Что Вы чувствуете, когда начинает темнеть, какие мысли приходят в голову? Что не нравится или может раздражает? Вполне возможно, Вы циклитесь на своих ощущениях и ожидании, что вот начались сумерки, значит сейчас навалится хандра, чувство одиночества и плохие мысли. И конечно все это не заставляет себя ждать.
Видимо Вам не хватает света, ярких красок и на Вас это действует удручающе.
Если зацикливаться на этом состоянии, можно погрязнуть в чувстве уныния.
Что делать? Осознание того, что со мной сейчас происходит и почему, может нести некое облегчение. Ну и конечно Вы сама можете как-то себя поддержать.
Спросите себя, что я могу для себя сделать? Как я могу себе помочь и позаботиться о себе?
«Позаботиться о себе» подразумевает какие-то полезные, важные, приятные вещи, которые я делаю для себя.
Исходя из той информации, что Вы написали, могу дать какие-то общие рекомендации. Например, попробуйте добавить ярких красок в свой дом и интерьер, декоративные яркие подушки, больше света и уюта, правильную вкусную еду. Бананы, индейка, кефир, творог содержат триптофан и способствуют выработке серотонина.
Активный образ жизни. Спорт влияет на психическое состояние. Во время аэробики проще привести мысли в порядок, настроиться на движение вперёд.
Новые увлечения и хобби. Попробуйте занять эти несколько часов чем-то интересным для Вас.
Здоровый сон. Витаминизированное питание.
Для того, чтобы разобраться более детально, подумайте о психотерапии, это возможность углубиться с терапевтом в Ваше мыслительное поведение и определить закономерности мышления, которые вполне возможно запускают Вашу осеннюю хандру.
Вам здоровья.
С уважением Мария.