Утратила спонтанность, смелость, энергию.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Моя история такова: всю свою жизнь я была 100% экстравертом. Очень активной, смелой, наглой (в хорошем понимании этого слова), энергичной. Любой ценой получала абсолютно всё, что захочу. Ни о чем не задумывалась, могла купить билет в одну сторону на другой конец света и улететь туда через 2 дня. И вернуться через несколько месяцев. Не могла жить без общения, вечеринок…Постоянно знакомилась с людьми и заряжалась от общения. Ходила на всевозможные мероприятия.
Затем наступил 2017 год. Он был очень тяжелым для меня абсолютно по всем фронтам. Меня избил отец, бросил молодой человек, я сбежала из дома, жила в квартире с ненормальной сожительницей, работала за копейки на очень-очень нервной работе…Как итог - покрылась с ног до головы псориазом и впала в клиническую депрессию. (Последний диагноз был поставлен в 2020 году: рекуррентный депрессия средней тяжести) По назначению врача начала принимать Антидепрессанты (паксил) и ходить к психологу. Состояние то улучшалось, то ухудшалось. Временами я прекращала пить препараты и ходить к психологу, как «скатывалась» обратно - возвращалась, и месяцами мы меня «реанимировали» и поднимали с кровати. К слову, мыслей о суициде не было никогда. Я просто спала по 20 часов в сутки и плакала.
Суммарно я была в терапии где-то около 4 лет. Может 3,5. Сейчас жизнь вроде бы наконец наладилась и всё стало хорошо, кроме одного: я совершенно утратила всю смелость, спонтанность, коммуникабельность… знаете, как будто бы до терапии (и до всех событий 2017 года) я была дурной собачкой, которая ничего не боялась, бегала, резвилась и виляла хвостом и ни о чем не думала. А сейчас я чувствую себя старым-старым псом, который в целом то хорошо себя чувствует. У него очень хорошее настроение. Но! Он 24/7 не отходит от своей будки. Как будто бы он «своё отгулял».
Я растеряла абсолютно всю спонтанность и ту сумасшедшую энергию.
Вопрос заключается в чем:
Возможно ли, что утрата этой энергии произошла в следствии психотерапии? И возможно ли мне вернуть обратно ту смелость, горящий глаз, наглость и то самое сумасшествие (в хорошем смысле)?
Мне очень сильно не хватает той «необдуманности» в действиях и гиперактивности, которая была мне присуща раньше.
Заранее большое спасибо за ответ!!!
Автор вопроса: Валерия Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Радионова Ольга Александровна.
Валерия, здравствуйте. Насколько правильно понимаю, Вы чувствуете в данный момент себя хорошо, Вы справились с депрессией, но ощущаете утрату энергии, наглости и спонтанности, как будто не хватает вкуса жизни. Давайте разбираться.
Вы написали, что до 2017 года Вы были в бесконечном движении такая батарейка, которая заряжалась от вечеринок и вообще от людей. Ощущается некая крайность, 100% экстраверт, не могла жить без вечеринок и общения – это своего рода зависимость от людей и где-то не желание быть с собой наедине, убегание от себя, возможно, от каких-то конфликтов. Я не знаю Вашей истории, но эта жизнь похожа на манию, как будто такой способ жизни помогал с чем-то справиться.
Далее, Вы описываете 2017 год как разрушение всего того, что было Вами выстроено: отец избивает, молодой человек бросает, уходите жить к ненормальной соседке, при этом, Вы до этого так любили людей и легко куда-то уезжали, а здесь звучит, как покатились в пропасть без возможности поддержки со стороны людей, на которых раньше опирались. Где были тогда люди с вечеринок, друзья? Почему не уехали к ним, а к какой-то ненормальной соседке?
Я понимаю, что то, что сделал отец было для Вас травмой, но где-то есть ощущение, что этот опыт для Вас являлся ретравматизацией, повторением травмы, которая была намного раньше. Вы были уже взрослая тогда, почему он это сделал, что Вы такое натворили и где был Ваш молодой человек, он бросил после избиения или до?
Я понимаю, что задаю много вопросов, просто пытаюсь прояснить ту ситуацию и вообще Вашу травму в целом, хотя Вы все это уже прорабатывали в психотерапии.
Далее у Вас появился псориаз, и Вы впали в депрессию. Очень здорово, что Вы нашли силы и обратились за помощью к специалистам и сейчас жизнь ощущаете довольно хорошо.
По сути терапия – это встреча с собой, со своими конфликтами, с проработкой травмы, это умение справляться с трудностями с опорой на себя, это улучшение качество жизни и ответственность за нее, а также про принятия себя в настоящем. Также терапия про выстраивание отношений с собой и с окружающими людьми, про получение удовольствия от работы, от отношений, от социальной жизни.
Теперь вернемся к Вам. Вы были в терапии около 4 лет. Вы обсуждали со своим специалистом этот вопрос, который задали? В течении этих лет Вы так и не ощущали горящих глаз, энергии? Вы говорили об этом с врачом, который Выписывал Вам антидепрессанты?
У меня есть ощущение, что Вам сложно принять себя настоящую. Вы безусловно изменились за эти 4 года. Вы уже не та, что была до 2017 года. Есть такая тоска по непосредственной части, где не нужно думать о последствиях решений, такая детская часть, в которой отсутствуют ограничения. Я думаю, что тогда также были какие-то страдания, и не все так гладко было, но эмоции были сильными, есть некая идеализация, что все было здорово.
Сейчас Ваше состояние выровнялось, но выросли ограничители, как Вы описываете себя, как старый пес, который не отходит от своей будки, Вы потеряли маниакальную часть. А что мешает сейчас знакомиться с новыми людьми, посещать мероприятия? Вы ходите и нет эмоций или вообще никуда не выходите? Есть ли молодой человек, друзья, любимая работа? Вы написали, что хорошо, но непонятно, а что именно хорошо и какие приключения Вы не можете себе позволить?
Валерия, мне кажется, что дело здесь не в терапии, Вы скатились в депрессию еще до нее, безусловно, произошли изменения, Вы выровнялись благодаря терапии и таблеткам. Проросли новые нейронные пути, но, раз Вы скучаете по той безбашенности, значит, в настоящем не удовлетворяете какие-то свои потребности. Похоже, что депрессия еще присутствует, Вам вроде хорошо, но как-то плохо. Попробуйте сходить еще к другому психиатру, возможно, нужно скорректировать препараты, возможно, добавить нейролептик и дальше прорабатывать травму.
Однозначно ответить на вопрос я не смогу, нужна консультация психиатра. Что касается энергии, то, безусловно, она должна появиться в результате лечения. По идее, важно, чтобы Вы себя чувствовали где-то посередине между дурной собачкой и старым псом, более энергичной, но при этом чувствуя ответственность за свои шаги и ощущая связь с реальностью, не впадая в крайности.
С Уважением, Радионова Ольга.