Как стать самостоятельным человеком и научиться самой принимать решения.

Вопрос психологу:
От меня ушёл муж. Он принял такое решение и это связано с многими обстоятельствами. Самое главное, что он мне сказал когда уходил, что он это делает ради меня, чтобы я стала взрослым и самостоятельным человеком и научилась сама принимать решения, находить пути решения из сложных ситуациях. Это связано с тем, что я жила с родителями и под маминой опекой. Мама была всём в нашей семье. Она занимала руководящую должность в школе, она была вершиной, скалой, опорой нашей семьи. Она была как добрейшим человеком так и могла быть строгим. В семье с детства я очень боялась отца, он хотел чтобы во всём было идеально, часто они ругались с мамой, она хотела что то изменить в доме, построить, а он не разрешал. Т. Е в детстве я росла как в строгости так и в большой любви, но отца я боялась и никогда не возражала родителям, этого делать было нельзя, я была ребёнком как тогда так и сейчас, моего мнения никто не спрашивал и как решили родители или мама так и происходила. Будучи взрослым человеком и в 20,30,40 лет я всегда спрашивала совета мамы , каждый свой шаг с ней обсуждала, что в работе, что в личной жизни. У меня двое детей и тоже педагогическая работа, но я не умею самостоятельно жить в тот момент когда сейчас не стало мамы. Муж сказал, что тогда мы жили и всем занималась мама, -проблемами, детьми, семьёй, -я занималась работой, но карьера директора не получилась, я не справилась с коллективом и то что надо уметь принимать чёткие и конкретные решения. Мамы сейчас не стало, муж у меня очень замечательный человек, у него характер, у него всё распланировано чётко и он знает как решать проблемы и знает как жить, как поступить. Когда не стало мамы я была в полной апатии, депрессии, занималась с психологом, чтобы как то прийти в себя от неожиданной потери, я была как во сне, как то мы жили, но и жить я не хотела, было чувство вины, что так странно нелепо ушла из жизни моя мама, и я понимала, что без неё я не могу жить и тупо существовала ради детей, но получается всё вызволила на плечи мужа, он слушал мои причитания, мои обвинения, кто виноват и кого я виню в смерти матери, виноват весь мир, в том числе я стала винить и его, что у него есть мать. Психолог немного вытащил меня, на какое то время я вернулась в реальность, но теперь -если раньше я звонила каждую секунду маме, то теперь я доставала и звонила по поводу и без повода своему мужу, чтобы он решал те или иные мои проблемы и ситуации. Я могла его упрекать что он не помогает мне в решении проблем на работе, а когда он начал действовать и решать мои проблемы, я сказала, что он меня позорит. Т. Е. Я спрашиваю совета у него, он мне говорит как надо действовать, а потом я обвиняю его что именно это он мне посоветовал. Но также я и с мамой поступала, она мне советовала, а я потом её упрекала, если было что то не так. На работе я тоже не могу чётко и логично по существу действовать, я всегда сомневаюсь, права ли я или нет. У меня очень занижена самооценка, я считаю и это сидит в моей голове, что другие люди всегда правы, а я не права, что другие красивые, а я нет, что у других лучше , а у меня нет. Я страдаю от того, что очень не уверена в себе в своих поступках и зная меня на работе коллеги пользуются моей неуверенность, говорят как надо делать как им удобно, а я верю что так именно и надо и соглашаюсь. Я веду уроки и иногда сомневаюсь правильно я говорю или нет. Вот это сомнение меня уже достало, но как его преодолеть? Муж ушёл, и дал мне возможность стать взрослой и научиться принимать самой решения и ни на кого не надеяться. Посоветуйте, что мне делать, как мне стать уверенной и взрослым человеком а не ребёнком живущим за родителями или другими людьми, ведь маму я потеряла и хочу вернуть мужа, но он должен увидеть что я изменилась, вернулась в мир, в жизнь и стала взрослой.
Автор вопроса: Тая Возраст: 44

На вопрос отвечает психолог Логинова Алла Геннадиевна.
Тая, здравствуйте!
Наш формат взаимодействия всего лишь одно письмо и я постараюсь максимально Вам помочь
В период взросления у вас не было сепарации с родителями, с мамой. Причём сама мама не могла вас отпустить во взрослую жизнь. Это и привело к такой ситуации, что трудно принимать решения и опираться на себя. Вы привыкли опираться на значимого взрослого и не иметь собственного мнения: «никогда не возражала родителям, этого делать было нельзя, я была ребёнком как тогда так и сейчас, моего мнения никто не спрашивал и как решили родители или мама так и происходила». В вашей ситуации огромный пласт работы
Самое главное, на что мне хочется обратить внимание - это ваша мотивация к изменениям! Она не должна быть такой: «хочу вернуть мужа, но он должен увидеть что я изменилась, вернулась в мир, в жизнь и стала взрослой»! Вам важно начать изменения ДЛЯ СЕБЯ! И точка. Пока вы будете делать действия ДЛЯ НЕГО, то результата не будет! Вы будете продолжать быть маленькой девочкой, которая добивается любви родителей (теперь только в лице мужа).
Истинную причину ухода мужа мы не знаем. Его формулировка попахивает грамотной манипуляцией, в которой он - герой, спасающий Вас (плюс тонкое навешивание вины)
Главное то, что мы не знаем будущего. Вы можете вырасти, как личность, и не захотеть больше быть с этим мужчиной, так как поймёте, что он тоже не такой уж и «взрослый», если позволял, чтобы все дела вашей семьи разруливала мама. А может у вас начнётся новый виток счастливых и гармоничных отношений
Кто знает? Но, когда внутри есть стержень, опора на себя, вам не страшен ни один вариант. Понимаете?
Конечно, работа по взрослению предстоит огромная, так как всю свою жизнь вы жили с оглядкой на мнение других, жили по определенным правилам. Так что важно делать действия, которые по-немногу меняют жизнь. Важно этот путь пройти со специалистом. Так будет быстрее и безопаснее для вас
Если бы вы пришли ко мне в работу, то мы бы начали с проработки чувства вины/обид, умению видеть манипуляции и не ввязываться в них. Это уже сделает вас сильнее внутренне, так вы будете разделять свои чувства и эмоции от чужих. Этой работе мы бы посвятили месяц
А далее уже продолжали бы взращивать внутреннюю опору и самоценность - примерно 1,5 - 2 месяца. Далее пошли бы в самостоятельное плавание, чтобы внедрить всё новое, что мы вместе проработали
На пути взросления будут подниматься страхи и сопротивления что-то менять - это нормально! Но, вашей главной целью является стать взрослой, а это значит:
- знать чего хотите
- опираться на себя
- нести ответственность за действия
Что вы уже можете начать менять самостоятельно
1️⃣ Почему Вы не принимаете решения самостоятельно? Потому что боитесь ошибиться и разгребать последствия «ошибки». Конечно, Вам это привили в детстве и тогда вы решили, что лучше сделать, как говорят и винить их, чем самой быть виноватой
На этом этапе важно просто сродниться с мыслью, что ошибаться - не страшно! Нет ошибки, есть опыт. Опыт того, как не работает, как делать не следует и всё можно исправить
2️⃣ Далее, что вы уже сейчас можете сделать самостоятельно, это постоянно себя спрашивать два вопроса:
- что я хочу сейчас?
Этот вопрос помогает понять себя и начать делать то, что хочется, а не то, что надо
- а я как думаю?
Этот вопрос задавать на любое мнение, которое услышите. Прочитали мой ответ, задали этот же вопрос. Так вы привыкните формировать свою точку зрения
Вот такие рекомендации на сегодняшний момент. Выполните пункты 1️⃣ и 2️⃣, найдите специалиста (или обратитесь ко мне) для работы с самооценкой, умению брать ответственность и принимать решения
Надеюсь, Вам было полезно. В этот ответ я вложила энергию и буду Рада получить вашу обратную связь в виде комментария:
- что было полезно?
- что возьмёте в работу, после прочтения ответа?
Верю в вас и ваш успех
С уважением, Алла Логинова. Специалист по работе с отношениями