Чувствую грусть и тревогу. Нет сил и желания что-либо делать.

Вопрос психологу:
Добрый день. В последние несколько недель я чувствую грусть и тревогу. Периодически приходят навязчивые мысли о том, что может случится что-то плохое и мне страшно из-за этого. Нет сил и желания что-либо делать. То, что раньше радовало, теперь не приносит тех же эмоций. Точнее, ко всему примешивается чувство беспокойства и некого уныния. Из-за этого я чувствую себя еще хуже. Не понимаю, почему я не могу просто радоваться. Кроме того, появляется и чувство вины. У всех есть проблемы, многим намного тяжелее, чем мне. Из за этого осознания, я не могу поделиться с другими своими переживаниями.
Еще мне не хочется выходить из дома. Будучи человеком не очень общительным, иногда боящимся социума, в данный период я и вовсе перестала встречаться с друзьями.
Все мои дела я откладываю тк нет сил на их выполнение.
Что касаемо тревоги, она была со мной еще с детства. Со временем все стало усугубляться. Я стала чувствовать, как это сказывается на моем физическом состоянии. Беспокойство стало появляться можно сказать на пустом месте.
Иногда мне становится очень страшно. Могут случатся и панические атаки.
Я не знаю что мне делать.
( заранее спасибо за ответ )
Автор вопроса: Мария Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Петров Вячеслав Геннадьевич.
Здравствуйте, Мария!
Прежде всего я обратил бы внимание на то, что Ваши чувства — это не Вы сама. Это состояния, которые могут приходить, меняться и уходить. А Вы — это личность, «Я», Мария, та, кто наблюдает за своими чувствами, состояниями, переживает их. Если привыкнуть к такому взгляду «со стороны», со временем становиться легче.
Далее, я предложил бы принять эти чувства — грусть, тревогу, неуверенность. Понять что Вы, как любой живой человек, можете переживать разные состояния. Это не означает сдаться перед ними — это означает просто быть человеком :-)
У любого чувства есть позитивная роль. Например, тревога может предупреждать об опасностях. Попробуйте не гнать от себя тревогу, а присмотреться к ней и расслышать, что она хочет сказать? От чего предостеречь?
Это же касается и других эмоций. Попробуйте подружиться с ними. Может звучать странно, но попробуйте понять: каким образом каждая из них по-своему заботится о Вас?
Если то, что раньше радовало, не приносит прежних эмоций, я предложил бы сделать ревизию. Возьмите лист бумаги и расчертите на три колонки.
В левой напишите список занятий, которые все еще приносят Вам радость, или раньше приносили, или которые хотелось бы попробовать.
В средней оцените по шкале от 1 до 10 баллов, насколько это конкретное дело приносит радость. Оценить нужно каждое занятие.
В правой пропишите, как/когда/где Вы можете этим заниматься. Я очень рекомендую сделать это письменно: возможно новые идеи придут неожиданно, и тогда их можно записать.
Ну а затем нужно использовать свой список. Начать лучше с того, что приносит больше всего радости. Можно выбрать ТОП-3 занятия с максимальными баллами.
Так постепенно можно вернуть в свою жизнь положительные эмоции.
Что касается панических атак, в качестве «скорой помощи» хорошо помогает ровное дыхание. Попробуйте потренироваться в спокойном состоянии. Сядьте в удобное кресло так, чтобы руки и ноги не перекрещивались, плечи были опущены, все тело расслаблено. Сделайте достаточно глубокий, но комфортный вдох. Задержите дыхание на 3-4 секунды. Сделайте медленный выдох. Снова задержите дыхание на 3-4 секунды. Продолжайте дышать таким образом несколько минут. Важно, чтобы выдох был длиннее вдоха. Здесь никакой мистики — просто такое дыхания воздействует на парасимпатическую нервную систему и способствует расслаблению и восстановлению сил. Научившись дышать таким образом в удобном кресле, Вы сможете делать это в любой обстановке.
Переживать различные эмоции, в том числе негативные — значит быть живой. Обращаться за помощью — правильный и сильный поступок)