Правильно ли прожигать свою молодость на работе, которая тебе ненавистна? И для чего вообще люди живут?

Вопрос психологу:
Мне 22 и я не знаю, что мне делать со своей жизнью. С восемнадцати лет я не знаю, кем я хочу быть, какую позицию мне нужно занимать в жизни, чего на самом деле мне хочется? Поступила туда куда хотела, проработала два года в этой профессии с самоедством, всё усугубилось тем, что я возненавидела себя и потеряла смысл жизни, подтирала слезы, жевала сопли, летом сменила работу с более стабильным графиком. Но ничего не изменилось. Сейчас я чувствую себя намного хуже, чем мне было до этого. Я чувствую себя очень одиноко.
И хотя мне не тяжело идти на контакт с людьми, у меня нет друзей, подруг. Мне тяжело с кем-то сближаться. В последнее время всё чаще начинаю осознавать, что таким образом я глупо прожигаю свою молодость. Ведь я ничего не добилась, у меня нет семьи, нет друзей, нет и не ожидается карьерного роста. Задаюсь вопросом, для чего я вообще продолжаю жить в этом мире?
Я осознаю, что можно сменить работу, бросить профессию, сменить город. Но сомневаюсь, что это как-то повлияет на мою жизнь. Потому что, всё зависит от меня самой. Чтобы почувствовать счастье, я должна изменить прежде всего себя и свои разум, своё мышление и своё представление. Но каждый раз, когда я пытаюсь что-то изменить в себе, меня охватывает чувство страха. Иногда мне хочется запереться в доме, работать удаленно, и никогда не выходить наружу. Так и было за те два месяца, что я сидела без работы. Я ни разу не выходила из дома и впервые почувствовала себя лучше. Мне даже показалось, что я могу жить так до самой старости, пока мои родители не сказали, что я совершаю большую ошибку в жизни, изолируясь от общества.
Автор вопроса: Лунара Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Федорова Елена Анатольевна.
Лунара, добрый день.
Вопросы, которые Вы задаете, серьезны и даже болезненны. Чувствуется, что существует некий внутренний кризис – отсюда неуверенность в будущем, ощущение тупика, страх перед взаимодействием с другими, желание отгородиться от социального мира, возникновение социофобических симптомов.
Причины возникновения, на мой взгляд, кроются в завышенных ожиданиях от самой себя.
Вам важно быть успешной, реализованной, желательно еще и счастливой при этом. Возможно, существуют какие-то внутренние стандарты, на которые Вы опираетесь: например, наличие семьи, друзей, стабильной работы, карьерного роста.
И, если соответствовать этим стандартам не получается, а образ идеальной (желаемой) жизни расходится с реальностью – теряется смысл жизни, возникает ощущение напрасного ее «прожигания», и все это приправляется изрядной дозой самоедства и ненависти к себе.
Силы на жизнь постоянно «сливаются» на:
- соответствие идеальному образу «Я»;
- постоянное сравнивание себя с более успешными людьми;
- долженствования (как я должен себя вести, чего я должен добиться).
Решением данной проблемы может стать отказ от идеального образа Я и принятие реальности. Необходимо понимать, что Вы не должны быть успешными, не должны быть идеальными. Реальность такова как она есть, и Вы отнимаете у себя массу сил, навешивая на себя ярлыки неудачника.
То, что Вы начинаете день с проигрывания таких вещей, ворует у вас много энергии. В этом смысле это безнадежная ситуация, если все оставить как есть и страдать, но эта ситуация решаемая, если Вы начинаете понимать, что Вы не должны, не обязаны соответствовать какому-то идеальному образу, который придумали Вы сами или активно транслируется в Вашем окружении.
И, да, Вы правы – необходимо менять собственное мышление и отношение к происходящему: перестать катастрофизировать имеющиеся проблемы в общении, с работой и т.д. (потому что они решаемы), наметить ближайшие цели или планы и начать постепенно их реализовывать, не ставя перед собой высокой планки достижений.
При этом, важно всякий раз прислушиваться к себе и сличать действительно собственное желание от ожиданий общества (или сверхожиданий от самой себя).
Желание иметь друзей реализуется с малого: взаимодействия, общения на интересные темы, взаимопомощи и поддержки и т.д.
Желание найти работу мечты и реализоваться в профессии – начинается с поиска для себя интересующей вакансии, сбора информации о работе, о графике, о сотрудниках.
Желание выходить из дома – с пересиливания страха социума, постепенного расширения ареала своего передвижения и количества социальных контактов.
В когнитивно-поведенческом направлении психотерапии такой прием называют экспозицией – постепенным погружением в ситуацию, вызывающую тревогу и непринятие, с целью привыкания и получения положительного опыта от столкновения с тревожащими факторами.
Лунара, имеет смысл обратиться индивидуально к психологу за помощью и поддержкой, чтобы постепенно справиться со всеми тревожащими Вас моментами и значительно улучшить собственное внутреннее состояние и качество жизни.
Телефон и WhatsApp для записи на онлайн-консультацию: +79049884083.
С уважением, психолог Федорова Елена