Лишь бы понравилось маме. Не знаю, что хочу, метаюсь, тревожно, не уверена в себе.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Алина. Мне 37 лет, и у меня сложности в определении чего я хочу, а мое ли это на самом деле, постоянные сомнения и в работе, и в отношениях. Причем так всю жизнь! После школы хотела учиться в универе на химика-технолога, мама отговорила, якобы в том универе плохое образование, "лучше иди в педагогический универ, там дают хорошие знания", я пошла, в итоге, бросила его на 3 курсе. Бросила, потому что понимала, что не мое это. От мамы было много негатива в мою сторону, мол, ты позоришь нас, мне тут говорят, что тебя отчислили, как ты могла и т.д. Я буквально сбежала от нее в отношения в другой город, и понимала, что не мое это, в итоге беременная осталась одна. Приехала домой к родителям, мама естественно была недовольная, "без высшего образования, с ребенком, что ты будешь делать?" - так она говорила...папа молчал, говорил, воспитаем, поможем. В итоге работала на разных работах, потому что надо, всегда за копейки. Ни одна работа не приносила мне удовлетворения, и всегда что-то происходило: то начальник агрессивный, то коллектив ужасный, то зп не платят и т.д. Когда говорила маме, что увольняюсь или сменила работу, снова слышала недовольные вздохи...В итоге перестала ей рассказывать что-либо о своей жизни, так она и к этому прицепилась: почему ты мне ничего не рассказываешь. Я в открытую ей говорила, что это уже не ее дело. Отношения между нами натянутые. Я потом вышла замуж, переехала. Но снова не тот человек, развод. И опять она недовольная высказывает мне, что нужно терпеть, оставаться в семье. Я ее уже не слушаю. Делаю, как мне нужно и все. Но внутри отмечаю, что когда меняю работу, отношения, я думаю, что это снова не понравилось бы маме....вот что мне с этим делать? Почему я до сих пор акцентирую на этом внимание? И весь мой выбор мне не нравится. Постоянно меняю работу, отношения все время чем-то не устраивают. У меня бывают моменты, когда я не понимаю, а хочу ли я есть или нет? Только сильный голод ощущаю... из-за этого начались проблемы с ЖКТ. И еще, когда делаю какие-то покупки для себя, то могу некоторые вещи убирать, чтобы мама не видела. Была ситуация, когда она увидела вещь на мне и сказала что-то недовольное в мою сторону. Теперь я не хочу, чтобы она снова так делала. Но я не хочу всю жизнь теперь от нее прятать свои покупки. Как я могу себе помочь понимать свои истинные желания? Понимать чего я хочу на самом деле? И при этом не обращать внимание на маму?
Автор вопроса: Алина Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Чеканова Елена Владимировна.
Здравствуйте, Алина!
Читая Вашу историю, я то и дело натыкалась на фразы, заканчивающиеся примерно одним и тем же: "Не моё".
А что если Вы никогда не найдете своё, смотря на свою жизнь издалека, как будто она изначально не Вам принадлежит, а маме...
Да, она все забраковала... Да, она бы жила иначе... Если бы была собой, а не Вами... И как бы она действовала под шквалом постоянной критики...
В общем, это была бы совсем другая история, про кого угодно, но не про Вас.
Пока Вы полностью не заявите права на себя и свою жизнь во всех ее аспектах (даже в неудачных), Вы не сможете ею управлять.
Это как с товарами из корзины на маркетплейсе - складываешь и не можешь решиться на покупку, потому что отзывы плохие.
Если дело в этом, "решитесь на примерку" и учитесь "носить" свою жизнь.
Как модели на подиумах, которые могут надеть любую вещь и сделать ее "своей".
Вам, конечно, не нужно следовать этой метафоре на все сто процентов.
Не нужно привыкать к тому, что не нужно или не нравится.
Но некоторая лояльность к себе и своим ошибкам, которые влекут за собой бесценный опыт, будет помогать Вам почувствовать себя хозяйкой своей жизни.
Обратитесь к себе с таким текстом, его можно дополнить и адаптировать по своему вкусу:
"Это моя жизнь. В ней есть много того, что не нравится моей маме, даже мне не все нравится.
Но я принимаю эти события как промежуточный пункт в своей жизни, где есть и плохое, хорошее, нейтральное.
С чем-то я могу смириться, что-то смогу изменить, а что-то однажды уйдет из моей жизни, как одежда, которая потеряла актуальность кроя или износилась".
Вы сама будучи матерью, не можете отрицать тот факт, что мама - это очень влиятельная персона в жизни каждого человека.
Жизнеобразующая.
Она настолько обязана и ответственна, что первые несколько лет жизни после рождения ребенка, когда он по сути беспомощен, может не есть и не пить, пока не убедится, что сыт он, не спать, если не спит он.
Подчиняя каждую минуту своей жизни сохранению благополучия своей плоти и крови, бывает непросто однажды переосмыслить некоторые перемены.
Даже когда человеку не только стукнуло 18, но уже пошел отсчет третьего 18-летия.
Мама продолжает опекать Вас, с каждым разом лицом к лицу сталкиваясь с суровой реальностью - ее опека не работает на взрослом человеке.
Вы обе застряли во временной петле.
На Вас это отражается как ощущение постоянного взгляда со стороны. А что мама скажет на это? Что подумает?
И Вы смиренно воспроизводите все эти ответы, зная каждую фразу и интонацию.
Не могу с уверенностью сказать, готова ли мама что-то изменить.
Но если Вы готовы, начните с себя.
Примите, что Вы - это Вы, а мама - это мама. Две отдельные женщины. Равные по правам.
Вы можете ошибаться.
Мама тоже.
Никто из Вас не может претендовать на эталонность. Но каждая делает, что может.
Предлагаю Вам запастись любовью. К себе и маме. И делайте себе регулярные "прививки" - когда у Вас в памяти возникают мамины слова, заготовьте себе официальный ответ, который сможете выдавать без запинки себе в поддержку, даже если обуревают эмоции. можете перед зеркалом тренироваться:
"Мама, я тебя очень люблю и знаю, что ты волнуешься за меня, желаешь мне всего самого лучшего.
Это моя жизнь. Я взрослая женщина. Мы с тобой теперь будем учиться общаться как равные друг другу.
С уважением, любовью, без обид, непрошенных советов, критики.
Я принимаю твою мудрость, любовь, заботу, но как взрослая и самостоятельная женщина, приму собственное решение и оно для меня будет единственно верным.
Это мой опыт и мой собственный путь".
Смысл в том, чтобы ощутить свои возможности.
И выставить ограничения для всех остальных.
В том числе и для Вашей мамы.
В этой виртуальной беседе Вы можете себе позволить ответить и за себя и за нее - сказать себе то, что хотите услышать от мамы в той формулировке, которая для Вас будет самой лучшей.
Что бы это были за слова? Может быть слова любви, принятия?
Сформулируйте это для себя и любые внутренние диалоги с мамой завершайте этими словами.
Этого может не сказать мама в реальности, но она уже не имеет на Вас влияния.
Нужно научиться говорить себе слова поддержки, защищать себя.
Вы - хозяйка своей жизни.
Мама будет счастлива знать, что Вы счастливы.
Это то, к чему Вам стоит приложить максимум своих усилий.
Ищите свое счастье.
Оно может быть неясным для мамы. Важен сам факт.
Мы все чьи-то дети.
Потом приходит пора взрослеть и мы уже равные со своими родителями.
И есть период, когда родители постепенно начинают превращаться в "детей".
Им нужна забота, понимание, лояльность.
Если можете - дайте это своей маме, насколько это для Вас возможно.
Будьте чуть мудрее.
Вы не переформатируете взрослого человека.
Но и мама на Вас как в детстве уже не может влиять.
Вы свободны, осталось начать это практиковать.
На самом деле, работа по изменениям большая.
Не торопитесь, двигайтесь малыми шагами.
Начните с того, чтобы восполнить все пробелы в знании о себе.
Спрашивайте себя постоянно, что Вам нравится, чего хотите, что Вас радует или печалит, что мешает здесь и сейчас?
Представьте, что у Вас каким-то образом исчезло из памяти все о Вас и предстоит это вспомнить, пробуя на вкус еду, посещая те или иные места...
Кто такая эта загадочная девушка - Алина?
Желаю Вам приятного знакомства и долгой дружбы с самым важным человеком в Вашей жизни!