Я не чувствую абсолютно ничего. Кроме раздражения. Как снова полюбить жизнь?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я не чувствую абсолютно ничего. Кроме раздражения.
8 лет была в браке, год назад ушла от мужа, потому что устала. С начала семейной жизни он изменял, у него была девушка, которую не принимала его семья. Я была для семьи. Я его любила до безумия - он любил свою девушку.
Пыталась уйти несколько раз, но он удерживал, и его семья тоже. Он старше меня на 9 лет.
Замуж вышла рано. Теперь очень жалею.
У меня две дочери. На которых я часто срываюсь. Но проблема, которая сейчас меня тревожит - мое равнодушие. Я не хочу отношений, не привлекают мужчины. Ничего не ощущаю. Но я помню те чувства, что у меня были раньше и хочу это вернуть. Не хочу быть одинокой, умереть одинокой. Это пугает. Хочу чувствовать жизнь. Она стала серой, невзрачной.
Секса не хочется уже давно, 4-5 лет точно. Думала проблема в муже, но и сейчас не хочется.
Я не помню каково это, но хочу быть важной и нужной для кого-то.
Ни в семье, ни с лучшей подругой, ни с мужем я этого не чувствовала. В семье я была средней (нас трое), подруга предпочитала общение с моей сестрой, муж предпочитал другую.
Но основная проблема, как по мне, заключается в своей нелюбви к себе. Я себя не люблю.
Внутри много вопросов, много загонов. Не знаю и не понимаю как подступиться к решению своих проблем, стать счастливой хотя бы для себя, без участия кого-либо.
P.S. Недавно была очень странная ситуация, не знаю как это относится к проблеме, но я познакомилась с девушкой, и она начала меня привлекать сексуально. Впервые в жизни такое. Это длилось неделю, потом отпустило. И все же, я была в замешательстве.
Автор вопроса: Анна Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Ульянова Любовь Владимировна.
Здравствуйте, Анна. Вы интуитивно задались для себя самым важным вопросом в жизни для каждого человека, чувствуя, что, найдя на него ответы, Вы найдете одновременно и выход из сложившегося состояния, и вход в желаемое состояние, желание жить, ощущая вкус.
Вы пишите: «Я не чувствую абсолютно ничего. Кроме раздражения.» Это защитная реакция психики на сложно проживаемые чувства, так сказать клубок чувств, который скрыт за раздражением. Чтобы начать жить и чувствовать лучше с психологом на сессиях разобрать, когда (в каких ситуациях) и в связи с чем проявляется раздражение или/и усиливается, и что есть еще кроме раздражения? (равнодушие уже есть). Хорошо, что Вы можете идентифицировать некоторые свои чувства и состояния.
Вы пишите: «Но проблема, которая сейчас меня тревожит - мое равнодушие.» Это тоже о том, что есть непринятые и сложно проживаемые чувства, которые узнать, принять и прожить лучше на сессиях с психологом, так как каждый случай уникален и что стоит конкретно за Вашим равнодушием и раздражением возможно узнать только в общении. Это также еще называется «замороженностью чувств».
То, что Вы не хотите отношений и Вас не привлекают мужчины в настоящем – это нормально с точки зрения того, что, если Вы «натерпелись», теперь как будто не хочется снова в отношения, что естественно. Это можно сравнить с тем, как человек чуть не утонул, и в дальнейшем, если не проработает свой страх, будет максимально избегать воды, особенно в первое время. И то, что Вы ничего не ощущаете, еще раз подтверждает то, что отношения были травматичны для Вашей психики, необходимо время для восстановления, осознания и выхода на новый уровень себя, а точнее отношений с собой, о чем Вы пишите в своем вопросе.
Очень хорошо, что Вы задались этим вопросом, так как если Вы пойдете в глубину, то в дальнейшем Вы сможете жить той жизнью и состоять в тех отношениях, которых Вы хотите.
Хочу обратить Ваше внимание на Ваше выражение: «Но я помню те чувства, что у меня были раньше и хочу это вернуть. Не хочу быть одинокой, умереть одинокой.» Кажется, что наличие «тех чувств» гарантирует отсутствие одиночества, хотя звучит не совсем логично.
Что это были за чувства? И почему как Вам кажется, когда Вы живете с этими чувствами, Вы не одиноки? Хочу обратить Ваше внимание, что Вы не написали о мужчине, отношениях, а именно о чувствах. Что значит для Вас одиночество? Что самого страшного для Вас в одиночестве и чем Вас оно пугает? Какие чувства Вы испытываете (не испытываете), когда одиноки? Кому принадлежат эти чувства? Когда и с кем раньше Вы чувствовали себя одиноко (как можно более ранние воспоминания), чем одиночество Вас страшит? Есть ли для Вас разница в понимании одиночества и свободы? Как Вы относитесь к выражениям: одиночество в толпе, одиночество в семье? Как Вы относитесь к выражению, что человек рождается один и уходит один, о чем для Вас это выражение?
И вот еще знаковое Ваше выражение в вопросе: «Я не помню каково это, но хочу быть важной и нужной для кого-то. Ни в семье, ни с лучшей подругой, ни с мужем я этого не чувствовала.» Скорее всего речь идет о детском сценарии, маркером которого являются сложные чувства, которые человек проживает на протяжении всей жизни в различных ситуациях и с разными людьми, но активнее всего проявляются в близких отношениях, так как корни детских сценариев уходят в детско-родительские отношения. Сценарии возможно трансформировать, также в личной работе с психологом.
Вы интуитивно верно отвечаете сами на свой вопрос: «Но основная проблема, как по мне, заключается в своей нелюбви к себе». И чтобы подступиться, как Вы пишите, к решению своих проблем стать счастливой и здесь хочу поправить, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ СЕБЯ (вместо: хотя бы для себя) необходимо начать знакомство с собой. Возможно ли полюбить человека, которого Вы не знаете и возможно более того, осуждаете, критикуете, игнорируете (это я про Ваше отношение к себе)? Поразмышляйте об этом.
Вы пишите, что себя не любите. В чем это проявляется конкретно? Возможно внешность, черты характера, проявление в жизни, Ваши успехи, неудачи? Какие критерии есть для Вас, что Вы себя любите? Как и в чем это может проявляться? Когда Вы любили себя, можете вспомнить и как это было? Возможно ли любить, не принимая себя полностью?
И Вы снова интуитивно написали очень верно (отвечая на свой вопрос) полюбить себя без участия кого-либо. Добавлю, полюбить себя по праву рождения.
То, что Вы сексуально привлеклись другой девушкой, еще раз говорит о том, что Вы многое пережили в отношениях с мужем, Вам было не просто. Бывает такая реакция, когда женщины после разрушительных отношений с мужчинами, выстраивают отношения с женщинами, это кажется более безопасным. И то, что она привлекла Вас сексуально, говорит также о том, что Вы живая внутри, и Вам, как молодой женщине, хочется полноценной жизни, но с мужчинами, как будто опасно (поэтому и нет желания секса с мужем, мужчинами, как Вы пишите достаточно давно). Этот аспект лучше проработать с психологом.
Сейчас Вы нуждаетесь в любви к самой себе, которая будет выражаться уже в таких аспектах: внимание к себе, к своим состояниям, желаниям, участие, самосострадание, поставить себя на первое место в своей жизни. Это в общих чертах. И это Вы можете дать себе самостоятельно. Любовь к себе проявляется в мелочах, простых действиях и что важно- ежедневно.
Возможен такой план действий.
1. Лучше взять сессии со специалистом – психологом.
2. Напишите список из 100 пунктов своих успехов и то, что у Вас хорошо получается на Ваш взгляд, включая незначительные мелочи (например, хорошо убираю, выращиваю цветы, завариваю чай и другое). Это поднимает самооценку. Так как женщины, прожив с мужем, у которого была другая женщина на стороне, чувствуют себя обесцененными, незначимыми. Это как безмолвное соглашение с мужчиной о своей второй роли, функции для создания семьи, а роль любимой и единственной женщины уходит на последние планы. Как будто есть что-то или кто-то более значимый относительно Вас. Чаще всего это ложные убеждения, так женщины предавая себя «ради» теряют себя и вкус к жизни, о чем Вы пишите. Поэтому один из шагов – поднять самооценность.
3. Напишите 100 пунктов своих желаний (не менее) и далее начинайте осуществлять.
4. Исполняйте в день от 3-х до 5-ти желаний. От вкусного чая до театра. Не надо браться сразу за глобальные цели и мечты. Начать лучше с простого: вкусный чай, любимый крем, любимый фильм и другое, то что Вы можете дать себе легко и доступно во времени. Здесь главный акцент в том, что Вы обращаете на себя внимание, уделяете себе время, в том числе и проявляете заботу о себе, которая является составляющей любви. Это упражнение дает положительные эмоции, гормоны радости, которых в силу жизненных обстоятельств у Вас в дефиците.
5. Рекомендую к прочтению книги:
• «Магия утра» Хэл Элрод;
• «Люби себя» Камал Равикант;
• «Самосострадание» Кристин Нефф;
• «Ребенок в тебе должен обрести дом» Стефани Шталь
Желаю Вам успехов.