Не могу построить отношения. Комплекс внешности.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, моя проблема настолько затянулась, что боюсь, уже ничего никогда не изменится. Я не могу построить серьезные отношения, потому что сама все ломаю.
Начну по порядку. В детстве я была очень популярной среди мальчиков. В школе, в лагере я всегда кому-то нравилась, за мной ухаживали, дарили подарки. Но с наступлением подросткового возраста все изменилось. Я стала очень высокой и худенькой, стала очень из-за этого комплексовать. По большей части потому, что посторонние люди и даже некоторые мои подружки очень любили мне об этом сказать, причем в негативном ключе. Хотя, как потом призналась одна из моих подруг, она делала это из зависти. Но легче мне от этого не стало. С тех пор мою самооценку стало штормить: то я чувствую себя красивой и привлекательной, то наоборот. И наличие или отсутствие мужского внимания для меня теперь – это всего лишь подтверждение или одного, или другого мнения о себе. Когда со мной знакомятся, я просто как будто ставлю для себя плюсик, и дальше уже меня общение практически не интересует. Я уже сбилась со счета, сколько раз я отказывала в номере телефона, встрече, знакомстве и т.д. Когда я вижу, что обращают внимание на других, а меня не замечают, то это становится поводом для переживаний, и все эти случаи сидят в памяти: всех приглашали танцевать, а меня нет, с другими знакомились, а со мной нет, других девчонок пригласили на выпускной, а меня нет – значит я какая-то не такая.
К тому же есть еще одна проблема. Даже если мне человек очень нравится и у нас завязываются отношения, меня все равно как будто что-то всегда тянет уйти из них. И я нахожу какой-нибудь мелкий повод и ухожу. А потом жалею об этом. То есть бессознательно я избегаю мужчин, я и внешне всегда создаю впечатление закрытой, холодной, молчаливой.
Возможно, все это как-то связано с моим отцом. У него очень сложный характер, в нем как будто уживается два человека: один - очень добрый, другой – замкнутый, резкий. Настроение у него может поменяться вообще из какой-то мелочи. Из-за этого и отношения у нас тоже нестабильные.
Я не знаю, как справиться с этим. Как не искать в других людях оценку себя? Как перестать избегать мужчин и почему вообще я так делаю?
Вся эта ситуация привела к тому, что мои подружки, знакомые, парни, которым я отказывала, уже давным-давно с семьями, а я по-прежнему, как и всегда, одна. Я, как та девочка из сказки, которая сидит и смотрит на свое отражение в воде и ничего другого для нее не существует.
Буду благодарна за ответ!
Автор вопроса: Тая Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Тая, добрый день, спасибо за Ваше обращение.
Вы пишете, что испытываете трудности в установлении доверительных близких отношений с мужчинами. На Ваш взгляд, на это потенциально может влиять Ваше восприятие собственного тела (при этом до подросткового возраста Вы ощущали себя привлекательной, а после - ощущение привлекательности стали постепенно утрачивать, т.к. люди в Вашем окружении вели себя мягко говоря "бестактно").
Также Вам кажется, что отношения с мужчинами могут быть такими нестабильными из-за ваших отношений с отцом, где Вы ощущаете двойственность (то принятие с его стороны, то отвержение).
Мне очень хочется поддержать Вас в этом моменте Вашей жизни. Когда Вы решили, что то, как Вы сейчас справляетесь с важными для вас ситуациями - не помогает и важно попробовать действовать иначе.
Вы также пишете, что доверяете комментариями других людей, в частности, если мужчина обращает на Вас внимание - Вы как будто мысленно ставите себе "+" и с этого момента он перестает Вас интересовать.. При этом в памяти остаются моменты, когда внимание уделяли не Вам - и здесь Вы ощущаете себя "какой-то не такой".
Действительно, мы все росли в среде, где суждениями, мнениям уделялось особенное внимание. Где мы составляли мнение о себе, опираясь на мнения других. И сейчас пришло время попробовать другой подход. Попробовать научиться видеть себя, а не свое "отзеркаливание" в чужих глазах.
Я хотела бы предложить Вам небольшой эксперимент. Представьте, что случилось "чудо" и больше Вас не беспокоит то, что о Вас скажут другие люди. Вы больше не ставите себе + или - в зависимости от наличия или отсутствия внимания других людей. Ваши мысли больше не доставляют Вам такого беспокойства. Попробуйте погрузиться в это ощущение - свободы от слов. Как Вы там себя ощущаете? На что теперь Вы будете готовы направить свое внимание? Что важного теперь в Вашей жизни станет больше, а для чего в Вашей жизни не останется места?
Попробуйте детально себе представить такое развитие событий и себя в этом. Можете описать, как будете проводить свой самый подходящий Вам день? Как он будет начинаться, какими вашими действиями будет наполнен?
Я предлагаю Вам выйти из борьбы с собственными мыслями и эмоциями. Да, они - часть нашей психической реальности и мы не можем влиять на то, что мы чувствуем и заставить себя не думать о чем-то (попробуйте в течение следующей минуты не думать о розовом слоне, к примеру). Мысли можно попробовать оценивать с точки зрения их пользы для Вас. Если мысль полезна - оставляем ее. Если нет - отделяемся от нее (можно использовать формулировку "у менять есть мысль что..").
Я предлагаю Вам увидеть, что на самом деле имеет значение в Вашей жизни. Что действительно для Вас важно? Какую жизнь Вам хочется проживать, какие качества в себе развивать, какой в своей жизни становится? Вы упомянули, что для Вас важно построить отношения с мужчиной. Расскажите, почему для Вас это имеет значение? Какая в этом ценность именно для Вас? Какие ценности для Вас скрыты в сфере близких отношений? Почему так важно научиться их выстраивать?
Попробуйте взглянуть на свою жизнь с точки зрения ценностей. С точки зрения выбора именно того поведения, которое для Вас имеет значение.
Буду благодарна Вашим комментариям. Готова ответить на Ваши вопросы.
Если Вы чувствуете необходимость в профессиональной поддержке - пожалуйста, свяжитесь со мной по email: [email protected]
С уважением,
Алёна