Новый год в одиночестве. Как не бояться реакции окружающих?

Вопрос психологу:
Добрый вечер, уважаемые психологи. Занимаюсь самознанием, учусь не зависеть от мнения окружающих людей, но понимаю, что предстоит еще много времени работать в этом направлении. Ситуация такая. Так получилось, что этот Новый год мне предстоит встретить одной. Если говорить про мои чувства, то я вполне к этому нормально отношусь: это просто день в календаре, я заказала любимую еду и провожу день так, как я хочу. Если знакомым можно сказать, что я буду с другими знакомыми и вопросов не будет, то с родственниками все по-другому: я не умею врать и имитировать бурное веселье где-то у знакомых во время телефонного звонка после поздравления президента, находясь у себя дома, мне не хочется. Вы спросите: "А почему не сказать прямо?" Не знаю, мне кажется, что человек, который встречает Новый год в одиночестве кажется каким-то грустным, его жалко, а я не хочу, чтобы меня жалели. При этом у меня есть знакомые, которые будут одни и в открытую об этом говорят, и у меня нормальное к ним отношения, я считаю их самодостаточными, но мне кажется, что не все такие. Начнутся расспросы, какие-то попытки развеселить меня, я просто хочу побыть одна. Один из Новых годов мне пришлось изображать бурную радость, хотя я тоже была одна, было неудобно, не хотелось, чтобы меня раскрыли, пришлось придумывать всякую ерунду. Сейчас я достаточно времени уделяю психологии, выражениям "Живите так, как Вы этого хотите", и, видимо поэтому я решила сказать так, как есть. С родственниками отмечать не хочу, мы постоянно ругаемся, а друзья разъехались по домам. Подскажите, пожалуйста, как не тревожится из-за реакции близких людей на мое решение быть в Новый год одной. Спасибо.
Автор вопроса: Арина Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Арина, здравствуйте! С Новым годом Вас, прежде всего!
Вы совершенно правы в том, что именно сами люди наделяют символизмом всё что угодно (дни недели, предметы, слова и т.д.). Именно по этому принципу срабатывает самопрограммирование, самоизлечение. Пока человек ни придаст чему-то особое значение, «волшебство» не начнёт своё действие. Ведь в один и тот же день у многих людей совершается множество событий и плохих, и хороших, связанных с разными сферами жизни.
С Новым годом у многих связаны особые ритуалы, загадывание желаний. У большого числа людей ночь с 31 декабря на 1 января - время волшебства, надежд, новых планов, программирования себя на свершения. Говорят, «как Новый год встретишь, так его и проведёшь», именно поэтому все стараются подобрать себе самую лучшую компанию на эту ночь, загадать самые заветные желания.
Каждый в праве решать, как относиться к знаковым событиям, датам, во что верить. Для Вас это (как Вы пишете) просто день в календаре, Вы проводите его так, как хотите. Вам хочется встречать его в одиночестве, не имитируя бурное веселье, потому что так кем-то принято. Более того, у Вас есть знакомые, которые Новый год проводят в одиночестве и ни капли не смущаются своего желания встретить праздник так, как им хочется.
Вы утверждаете, что для Вас встретить Новый год одной абсолютно нормально, однако то, что Вы ещё пишете в письме, вызывает вопросы. Из песни, как говорится, слов не выкинешь, да и оговорки тоже многое говорят, это Вы сама знаете, если увлекаетесь психологией.
Давайте проанализируем некоторые Ваши фразы, я позадаю Вам вопросы, которые помогут Вам быть честной самой с собой, понять себя и найти причину своей тревоги:
«Так получилось, что этот Новый год мне предстоит встретить одной». Получается, что Вы не планировали встречать одной, а так получилось? Почему так получилось? Вы действительно именно хотели встречать Новый год в одиночестве? Используемое Вами слово «предстоит» так же говорит о том, что приближается нечто ответственное, пугающее, даже нежелательное.
«Мне кажется, что человек, встречающий Новый год один, кажется грустным, его жалко». Откуда это предположение? Чьи это слова? Кто говорил, что жалко того, кто один в Новый год? Почему он грустный и жалкий, если один именно в новогоднюю ночь? А во все остальные одинокие ночи?
«Мои знакомые, встречающие Новый год одни, не все самодостаточные». Получается, Вы чувствуете, что утверждения Ваших знакомых, что они сами хотели бы быть одни дома в новогоднюю ночь, не совсем правда? По каким признакам Вы определили эту их неискренность? Для кого, на Ваш взгляд, они говорят неправду? Почему/зачем? Что для Вас является признаком настоящей самодостаточности: остаться одному в новогоднюю ночь, научиться умело врать, перестать притворяться?
«Я однажды встречала Новый год одна, изображала бурную радость, пришлось выдумывать всякую ерунду, чтобы меня не раскрыли». Для кого/чего Вы изображали бурную радость, выдумывали ерунду, обманывали? Почему в этой ситуации Вы решили изображать именно радость, а не что-то другое? Кто ожидал от Вас радости в тот момент? Откуда Вы это знаете? Что самого страшного случилось бы, если бы Вы прямо сказали, что Вы одна?
«Знакомым я ещё могу что-то сказать, а родственникам врать не умею». Почему мнение родных так важно, что Вы готовы обманывать их, лишь бы они не узнали о Вас правду? Почему/зачем Вы продолжаете обманывать близких, хотя знаете, что они всё понимают? Кого Вы в таком случае обманываете? Что Вы не готовы им о себе рассказать? Почему? На чью судьбу в Роду Вы не хотите походить, если станете собой-настоящей? Кого и за что у Вас в семье осуждают?
«Друзья разъехались, а с родственниками постоянно ругаемся». Значит, всё-таки Вы не хотели бы встречать Новый год одна? Просто друзья уехали, а от скандалов с родными Вы устали? Из-за чего Вы ругаетесь с родными? Какова Ваша роль в семье, в этих конфликтах? Что будет, если Вы прямо признаетесь близким в том, что Вас ранит то, что происходит в семье, эти конфликты? Только не с позиции блюстителя нравственности, а с позиции человека, который переживает из-за размолвок.
«Как мне не тревожиться из-за реакции близких мне людей?» А вот этот вопрос особенно важен, Арина. Просто выключить реакцию тревоги невозможно. Ведь тревога, страх даны людям для того, чтобы защитить, предупредить об опасности ещё на дальних подступах. Это что-то вроде датчика пожара, протечки воды, утечки газа, то есть сигнал системы безопасности. И, как все датчики, тревога может предупреждать Вас по делу, а может сбоить, давать ложные сигналы.
Как тревога работает в Вашем случае? Вам реально есть о чём беспокоиться или это ложная тревога? Что такого опасного для Вас кроется в реакции Ваших близких? Чем для Вас опасно, что близкие узнают о Вашем одиночестве? О ком Вы больше беспокоитесь: о себе или о них? Почему?
Что самого страшного случится, если Вы скажете им правду о себе? Представьте, что это уже произошло. Всё уже позади, всё случилось. Как Вы проводите свои дни и ночи после этого? С кем общаетесь? Это намного отличается от Вашей нынешней жизни или игра в прятки не стоила свеч?
Опасения были нужны Вам, Арина, до некоторого момента. Поймите, для чего, от чего они Вас защищали, примите это как факт, отпустите с благодарностью, выберите более продуктивный способ защищать свои границы, а потом сделайте шаг в новую жизнь, даже если Вы не знаете наверняка, что будет потом. Разрешите себе чего-то не знать, не уметь, ошибаться и быть неидеальной.
Хорошо, что Вы увлеклись психологией, Арина. Это не значит, что Вы в один момент превратитесь в другого человека, и жизнь сама собой станет другой. Даже самые продвинутые в психологии эксперты имели, имеют и будут иметь свои препятствия, трудности, страхи, с которыми нужно будет работать изо дня в день, стараясь не накапливать проблемы, а идти «по лучшей стороне своей жизни», всякий раз открывая всё новые и новые грани своей личности.
С уважением,
Наталья
По вопросам индивидуального приёма - смотрите контакты в личном кабинете на этом сайте. Оставляйте письменную заявку на консультацию через Вотсап +7 (девять два пять) 525 0023 или телеграм t.me/psycholog1909