Как проработать избегающее поведение?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я уже не первый год страдаю от одиночества, в котором сама виновата. Дело в том, что я отталкиваю от себя людей своим постоянным желанием уединиться. Я могу часто и надолго пропадать из жизни человека, заставляя его переживать обо мне и нашем общении, но по другому будто не умею. Хочу исправить это и научиться общаться иначе. Раньше проблем с общением не было и друзья имелись в каждом возрасте (в садике, школе, университете). Постепенно стали слабнуть предыдущие связи, новые появлялись, но заканчивались по разным причинам: переезд, смена университета, отдаление друзей детства и пр.
Есть мысли, что в основе этого желания уединиться стоит страх быть непринятой человеком, обсмеянной и т.д. Он был всегда, но каким-то образом (сама не знаю как) мне удавалось с ним справиться и близко общаться, дружить. Даже был период, когда я специально шла навстречу своему страху и общалась буквально со всеми, кто был у меня на пути (пусть и поверхностно). В моменте было хорошо, но потом мне надоело носить эту маску и улыбаться всем подряд, а там и все знакомые разом пропали. Сама по себе я человек тревожный, сомневающийся. Это мешает не только в коммуникации, но и в других сферах жизни. Планирую идти в терапию, но так же хочу начать хотя бы с чего-то самостоятельно. Как человек тревожный, я ещё долго могу откладывать визит к доктору, находя аргументы, почему и он меня может засмеять, не понять или даже пристыдить. Прошу, посоветуйте техники для самоуспокоения, книги или какие-то другие методы. Очень надеюсь на вашу помощь и заранее благодарю.
Автор вопроса: Альбина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Штолленверк Анна Романовна.
Здравствуйте , Альбина!
Видно, что вы думающий и неплохо рефлексирующий человек. Но часто наши размышления о себе и своем состоянии приводят человека к самокопанию и самообвинению, что не приносит ожидаемого результата по изменению своего состояния к лучшему. Психолог или психотерапевт работает с клиентами безоценочно и с принятием каждого клиента, это основные принципы психотерапии!
Могу предположить, что причина вашего страха быть осмеянной , непринятой лежит в вашем детстве, возможно, родители или значимые взрослые часто высмеивали вас, обесценивая ваши действия и потребности в целом, не давали вам почувствовать защищенность и безопасность. Скорее всего у вас сформировался тревожно-амбивалентный или тревожно-избегающий тип привязанности. Нередко родители обращают усиленное внимание к внешним угрозам, говоря фразы типа «никогда не разговаривай откровенно с людьми.. Все мужчины обманщики.. Дружат только с тем, кто успешно , весен и не имеет проблем.. Кому ты нужна, по-матроссят и бросят… и прочее»
Тревога и недоверие другим имеют исторические корни, раньше в них был заложен адаптивный паттерн поведения. Опасно было общаться с незнакомым человеком или представителем другого племени, могли запросто убить или взять в плен.
В настоящее время люди часто оправдываю тревогу и социальные страхи, аргументируя себе это тем, что мир опасен, люди враждебны и надо быть «на чеку», тревога дает некую иллюзию контроля, нам кажется, что если мы беспокоимся, то лучше совладаем с ситуацией.
Когда вы сильно тревожитесь, попробуйте оценить интенсивность эмоций от 0 до 100, отметить и записать, какие мысли у вас возникли, какие ощущения в теле вы замечание. Такая рефлексия помогает дистанции повиться от своих негативных эмоций, лучше понять их причину и легче переносить неприятную ситуацию.
Когда вам кажется, что вас осмеют, не примут, осудят, что самое плохое тогда может с вами случиться? Настолько ли это страшные последствия? Если вы откажетесь от общения или визита к психотерапевту, то какие положительные и отрицательные последствия будут у такого действия? И наоборот, если вы решитесь действовать, то что положительного и отрицательного вас может ожидать.
Желаю вам достижения психологического благополучия и ощущать безопасность и радость общения с другими!
Рада буду вас помочь и проконсультировать!
Запись в телеграмм @Anna Stollenwerk
С уважением ,
Анна Штолленверк