Уже больше года работаю с психологом, по методу кпт. Как понять есть ли результаты?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Хочу понять, что делать дальше и есть ли результат от работы с психологом?
Уже больше года работаю с психологом, по методу кпт - пишу дневники эмоций (не регулярно). Кажется, стало лучше, но у меня ощущение, что психолог не знает, как со мной работать, а сессии происходят ради сессии. Она конечно говорит, что результат есть, но за более чем год не сказал бы что кардинально изменил отношение к себе, конечно были открытия, но чтобы я прям стал мега уверенным, такого нет вообще. В личной жизни (тоже один из запросов был) тоже никого нет. Занятия начинаются с того, что меня спрашивают, с чем я хотел бы сегодня поработать. А я не знаю с чем хочу поработать. И не уверен, что за 1 сессию что-то можно решить. Ощущения что наши сессии - это не логическое продолжение прошлой сессии, а новая серия с новым сюжетом. Мне одиноко и хочется личную жизнь устроить, знакомиться с женщинами. Для меня критерий того, что изменения есть - я знакомлюсь, хожу на свидания и нравлюсь себе. Сейчас этого нет, личной жизни нет, не очень уверен в своем внешнем виде. Значит результата нет. От решительных действий меня останавливает страх или ступор или не понимаю что. Просто боюсь, что мне откажут и на этом самооценка упадет еще ниже. Также, боюсь, что будут проблемы, если познакомлюсь с девушкой, объявится ее бывший или текущий парень и начнет угрожать. И с этими мыслями я просто не знакомлюсь. И психологу я неоднократно это озвучивал. Последний раз я даже разозлился, выговорил психологу, что кто-то успешно знакомится и устраивает свою личную жизнь, а я все этой ерундой - писаниной занимаюсь. Психолог говорит о том, что я запишу мысли, а в тяжелые моменты (отката) нужно будет их перечитывать и будет легче. И еще заметил, что Очень напрягает все мысли описывать которые вызывают негатив. Что-то случилось. Нужно зафиксировать. Пока пишу по этой схеме, мысль улетучивается и что хотел записать - забыл. Приходится писать уже не то что было в голове в тот момент, а уже вспоминать, что же я думал. Естественно, мысль записываю искаженной, не ту что была. Не могу понять, или я разочарован работой с психологом или этим направлением или тем, что считаю что когда веду дневник, я ошибаюсь в искажениях. И еще, я не верю в адаптивные ответы, которые пишу, на все есть множество сомнений. Считаю, что я пишу какую то ерунду. Но по факту, я реально стараюсь найти поддерживающие мысли. А найти не могу, не верю в них. Психолог говорит, что это нормально. Но это все звучит очень неубедительно. Я почему то считаю, что действенные техники делаются в голове (работа с образами) а не выписывать какую то ерунду. В общем, я сам запутался и не могу понять, есть ли эффект или нет от занятий. И что нужно делать дальше в работе с психологом. Просьба объяснить, что вы видите со стороны в отношении всей этой ситуации?
Автор вопроса: Roman Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Ди Фенца Юлиана Владимировна.
Здравствуйте, Роман! Спасибо за вопрос. Я работаю, в том числе, и в КПТ методе, поэтому с радостью поделюсь своим взглядом на описанную Вами ситуацию.
Очень важным моментом в терапии является определение реалистичных ожиданий от работы. Вы это проговаривали со специалистом? Если не в полной мере определены ожидания, то человеку сложно понять удовлетворяет ли его психотерапия или нет. И повторюсь, ожидания следует обозначить реалистично. "Кажется, что стало лучше...". Хорошо было бы раскрыть как именно по-Вашему стало лучше. Это важно.
"... но за более чем год не сказал бы что кардинально изменил отношение к себе, конечно были открытия, но чтобы я прям стал мега уверенным, такого нет вообще." Вот здесь очень похоже, что Ваши ожидания нереалистичны. Объясню почему.
Если у Вас в подсознании существует стойкое негативное убеждение относительно себя (а похоже, что так и есть), то ожидать, что терапия в какой-то момент что-то в Вас "переключит" и Вы начнёте с лёгкостью действовать не свойственным для Вас образом - это заблуждение. Работа с таким запросом подразумевает, кроме когнитивного (работа с мыслями, убеждениям), ещё и поведенческий аспект. Вы работали с психологом в этом направлении? Это очень важно, потому что изменения в нашей жизни происходят в результате наших действий.
Вы разрабатывали стратегию для того, чтобы познакомиться с потенциальной партнершей, например? Куда идти, что делать, что будет способствовать, какие качества помогут, чего стоит избегать и многое другое.
Изменить глубокие стойкие убеждения очень часто нам не удаётся и такова реальность. Более поверхностные суждения, конечно, корректируются и КПТ хорошо с этим справляется, но часто приходится корректировать свое мышление и поведение учитывая эти стойкие убеждения. Например, человек, который всю свою жизнь был застенчивым и закрытым (и этому могут быть разные причины) не станет мега уверенным, "открывать ногой дверь", быть душой компании и центром внимания. Это нереалистичные ожидания. Такой человек может много чего в себе проработать, снизить напряжение и выстроить свою жизнь, принимая некоторые свои особенности как данность.
"Для меня критерий того ,что изменения есть - я знакомлюсь, хожу на свидания и нравлюсь себе... " Рекомендую активно заняться поведенческим аспектом работы. ЧТО вы делаете для того, чтобы познакомиться? Куда ходите? Есть ли кто-то на примете и как Вы можете себя с этим человеком проявить, чтобы завязать общение? Тут может быть очень много вопросов, которые стоит перевести в конкретный план действий.
"От решительных действий меня станавливает страх или ступор или не понимаю что..." Это и есть Ваш важный запрос. Рекомендую с этим страхом работать. Ведь страх - это защитный механизм. Почему у Вас - взрослого мужчины - он срабатывает? Такие пугающие ситуации уже были? Если нет, то это может быть механизм из детства вследствие травматического события, например.
Год это достаточно долго для терапии, если Вам это не приносит удовлетворения. Вы пробовали менять психолога? Вы пишите про работу с образами. Если такое желание возникает, почему не пробуете? Т.е. Вы долгое время делаете то, что не приносит удовлетворения и результата, я правильно понимаю? Почему? Ведь Вы в праве пробовать разные варианты. Ответьте себе честно на эти вопросы. Возможно, осознание Вашей стратегии поможет Вам её изменить. Хорошо возвращает в реальность простой способ. Каждый раз в непонятной ситуации задайте себе вопросы: Сколько мне сейчас лет? А сколько мне лет, когда я реагирую так...?(боюсь, не понимаю как действовать, ожидаю, что кто-то поможет...и т.д). Ответы помогут осознать степень совей зрелости в ситуации и дадут направление для дальнейшей работы над собой.
КПТ очень эффективный метод, но может Вам не подходить. И это нормально. В наше время подходов и методов достаточно, чтобы выбрать свой эффективный вариант. Эффективность КПТ может зависеть от разных факторов, в том числе от заинтересованности клиента, понимания им самого метода, мотивации повторять действия для закрепления новых адаптивных мыслей, профессионализма специалиста и от много другого. Да, записывать в дневник первичные мысли крайне важно. Если Вас напрягает и не получается, то повторюсь, этот вариант просто не Ваш. И, конечно же, низкая эффективность работы также может быть по причине непервичных мыслей в дневнике, ведь мысли в данном методе - это основной материал для работы.
Новые адаптивные мысли могут не иметь 100% Вашего доверия и уверенности, но должны Вам откликаться, быть максимально реалистичными и побуждать Вас к действию. Действия - важная часть Вашей работы над собой! В любом подходе.
Если Вы считаете проделанную целый год работу ерундой, то стоит ли продолжать? Хотите работать с образами - работайте. Возможно, Вы захотите попробовать разные варианты терапии и наконец-то найдёте тот, который Вам понравится. Но не забывайте о реалистичных ожиданиях! Психолог может Вас направить к травме, помочь осознать, посмотреть на жизнь под другим углом, но действовать за Вас он не будет. Очень часто нереалистичные ожидания и являются причиной неудовлетворения работой и собой лично. Ведь человеку свойственно переносить искаженные стратегии мышления на различные сферы жизни.
Рекомендую обратить внимание на нереалистичные завышенные ожидания от СЕБЯ и попробовать сформировать реалистичные. Кто-то предъявлял к Вам высокие требования? Сравнивали с другими? Обесценивали результаты и достижения? Вам сложно смириться с несовершенством мира, жизни, себя...? Мучительно не оправдывать ожидания других, свои...? Вот несколько вопросов для размышления.
Что касается сроков, то сложно о них говорить, когда речь идёт о психике человека. Кому-то достаточно пару раз сходить к психологу для того, чтобы по-другому посмотреть на проблему, а кому-то требуются годы терапии, чтобы размотать клубок собственных иллюзий.
Желаю Вам успехов в работе над собой! Пусть всё получается.