Я безумно кричу на ребёнка, а иногда ещё и по попе шлёпаю.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня есть дочь, ей сейчас 1,3. Родила я ее за месяц до своего 30-летия. До ее рождения я уже много лет мечтала родить ребёнка, даже в церковь ходила просила ее у Бога. И это чудо наконец случилось. Я безумно счастлива. Но я не понимаю, что со мной происходит? Я люблю её больше жизни, но иногда бывают такие моменты когда я на неё просто безумно кричу (иногда до хрипоты), а иногда и по попе шлёпаю. А после этого сижу реву и прошу у неё прощения, хотя понимаю, что ей мои извинения вообще сейчас ни о чём не говорят...
Живём мы с дочерью вдвоём, с мужем разошлись ещё на стадии беременности, помочь особо некому. Да даже когда есть кому помочь (племянница в гости приезжает) все равно иногда ситуация выходит из-под контроля. И что с этим делать и как с этим бороться я не знаю.
В настоящее время я нахожусь в декретном отпуске и всё своё время я практически нахожусь дома и с ребёнком 24/7. Эту самую агрессию со своей стороны я заметила когда моей Сонечке было где-то месяца 4.
Что касается финансовой стороны нашей жизни, то я получаю сейчас всего 5500, хватает только на самое необходимое. Возможно, конечно, причина в банальном недостатке денег, но я просто не знаю как мне справиться со своей агрессией по отношению к малышке.
В детстве у меня с моей мамой были хорошие отношения (они и сейчас хорошие). Я не помню, чтобы она на меня когда-нибудь так кричала. Правда было пару раз, что я получала от неё ремня, но было за что и я за это никак на неё не злюсь и не обижаюсь. Мама меня практически одна воспитывала. С папой они разошлись, когда мне года 2 было, в 4 года появился отчим, но он тоже вроде бы меня не обижал. Всегда морально воспитывал. В общем я никак не могу вспомнить момент или найти причину, по которой я иногда становлюсь просто монстром для ребёнка, которого люблю. Я очень надеюсь, что вы мне поможете.
Заранее, благодарю!
Автор вопроса: Наталья Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Якубовская Татьяна Андреевна.
Здравствуйте, Наталья! Я Вас очень понимаю! Я сама мама 3 детей.
Похоже на то, что Вы очень устали и эмоционально истощены, поэтому очень трудно не повышать голос на ребёнка. В подобных случаях обычно хочется плакать еще сильнее, чем дитя.
Вообще, родители кричат от бессилия. Ведь не всегда получается забыть о жизненных сложностях, перегруженности, неполадках в личной жизни, да мало ли о чем еще. И было бы хорошо попробовать научиться не выплескивать гнев на ребенке. Совсем не обязательно изображать счастье, если его нет, но и крик – это не тот вариант, который нужно использовать.
Не умея отдыхать и восстанавливаться в течение дня, быть терпеливым родителем становится практически невозможно. Ресурсы рано или поздно заканчиваются. Поэтому найдите возможность для отдыха, хотя бы 2 раза по 2 часа в неделю наедине с собой.
Вообще, крик – крайне опасная вещь. Особенно тот, что адресован ребенку. Каждое грубое слово или нервный повышенный тон отдаляет вас от ребенка, не давая привязанности прочно закрепиться в сознании. Вечно рассерженные мама – история про психологическую травму, которую ребенок пока не осознает, но впоследствии она обернется пустыми отношениями.
Наталья, Вы слышали о том, что детей очень легко «упустить»? Если не поработать сейчас над своим поведением, то в будущем – он обязательно найдет тех, кто его поймет. А в худшем случае будет применять эти модели поведения на своих детях.
Одна из причин того, что мы вмиг способны рассердиться на ребенка, кроется в нашем желании видеть нечто идеальное. Признайтесь, что все-таки ошибки – это не всегда глобальные промахи. В каждой непонятной ситуации ставьте себя на место ребенка – это в действительности хорошо работает. Ну вот он учится есть сам и держит ложку. Мы смотрим и радуемся, внутренне нахваливая свое эго идеального родителя, у которого все очень складно получается. Но допустите тот факт, что для малыша это развлечение и он с большим удовольствием размажет все это по столу, чем будет считать, сколько ложек он съел. Относитесь к ребенку как к ребенку и помните, что он ничего не делает назло. Испачканные вещи для него – это не испачканные вещи для вас. Вот и вся разница.
Когда чувствуете подступающий гнев или раздражение, учитесь останавливаться. Тут поможет переключение с ребенка на себя. В этом случае важно признать факт раздражения, собственную усталость, что вот опять придется вытирать пол например. И именно она – усталость – причина крика, но никак не действия ребенка. Еще отлично способствует положительному результату умение ставить себя на место малыша. Раздражаться можно и более уважительно – словами проговорив все недовольство. Контакт сохранен, эмоции выражены, все остались в нормальном расположении духа.
Возможно причиной крика на ребёнка стала перенятая модель поведения от мамы, вы говорили о том, что иногда вам попадало. Возможно причина крика гораздо глубже. Как вариант можно провести самонаблюдение и потом описать все на бумаге и попытаться проанализировать в каких именно случаях вы кричите на ребенка. Учиться не кричать – это труд. Труд, который может растянуться на несколько недель, месяцев. Но научившись управлять негативными эмоциями, Вы накопите опыт, сможете не фиксироваться на негативе и больше видеть радостных моментов в жизни.