Живу в постоянном страхе за жизнь сына подростка.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у меня два сына 16 и 7 лет. Старший сын в 10 классе. Поменял 5 школ ( по семейным обстоятельствам) в 10 класс в новую школу пришёл в середине года, до 8 класса был отличником, 9 класс закончил с одной тройкой, а в 10 классе скатился на двойки ( по пяти предметам), говорит, что школа ему не нужна. Стал курить, деньги воровать дома, был замечен в употреблении алкоголя ( немного) очень грубо разговаривает. Но если гуляет домой возвращается вовремя, не опаздывает. Если он провинился, наказываем его или улицей или компьютером. Телефон на ночь отдаёт. Из за его изменений в учебе и поведении я его стала контролировать ( где он гуляет с кем, звоню ему через каждый час, спрашиваю где он, с кем , как он. Очень боюсь , что с ним что то случится, попадёт в дурную компанию, что то сделает с собой (его лучший друг пол года назад покончил собой). Часто вижу, что у него избиты все кулаки, руки в ссадинах ( говорит , что подрался я же мальчишка). Из за того, что я контролирую так сына мы стали с ним часто ругаться, он повышает на меня голос, грубит... Просит , чтобы я его оставила в покое, говорит , что хочет быстрее закончить школу и уйти из дома, начать работать ( утверждает, что образование ему не к чему). Я не нахожу себе места, я постоянно живу в страхе за его жизнь, постоянное моё напряжение не даёт полноценно жить... И начала замечать что из за контроля за старшим сыном, младший страдает от невнимания к нему и муж смотря на меня стал тоже очень переживать и начались проблемы со здоровьем... Мы не слышим и не понимаем друг друга?
Автор вопроса: Наталья Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Ульянина Христина Олеговна.
Здравствуйте, Наталья!
Поведение сына, которое Вы описывает – типичное поведение для подростка. Поэтому, давайте найдем сразу плюс в данной ситуации- подростковый период проходит вовремя. А данный период- очень сложная штука, как для подростка, так и для родителей. Подросток начинает агрессировать в сторону близких и родных людей. Подростки в данный период считают себя уже достаточно самостоятельными и взрослыми и «родительские» советы им не нужны. Они хотят делать все так, как надо им, не считаясь ни с чьим мнением.
Теперь давайте перейдем к Вам. Какие у Вас есть ресурсы и возможности, чтобы данный период прошел менее безболезненно, как для Вас, так и для сына? Самое важное в этом периоде, сохранить доверительные отношения. Надо показать сыну, что Вы остались той мамой, у которой в детстве он искал утешения, когда разбил коленку.
Во-первых, Вы- родитель, а значит имеете авторитет в глазах ребенка, тем более, когда Вы описываете ситуацию, пишите фразу: «Но если гуляет домой возвращается вовремя, не опаздывает». Главное не злоупотреблять этим авторитетом. В данной ситуации достаточно, того, что Вы уверены, что авторитет не потерян. Таким образом, Вы можете меньше переживать и нервничать. Ситуацию можно исправить.
Во- вторых, учимся общаться с сыном. Мы никогда не критикуем ребенка, а тем более подростка. Мы всегда рассказываем и делаем акцент на самой ситуации или поступке. Стараемся вместе найти более «правильный», «успешный» выход из данной ситуации. «Не ты плохой, а ситуация оказалась безвыходной и тебе пришлось так поступить, в другой раз попробуй поступить иначе…» (Пример).
И самое главное и важное! Говорите, проговаривайте свои чувства и эмоции. Покажите сыну, что она для Вас важен и вы переживаете за него. Но сделать это надо не наказаниями, а чувствами.
« Почему у тебя опять избитые кулаки, сколько раз я просила тебя не драться?» эту фразу заменяем на фразу, где вы показываете свои чувства и эмоции. «Я расстроена, из-за того, что у тебя вновь разбиты кулаки. Я так переживаю за тебя».
Постарайтесь установить с сыном договоренности. Не Вы ему звоните каждый час, а пусть он отзванивается Вам. «Я буду меньше переживать, если ты сможешь звонить мне сам. Когда тебе будет удобно мне набрать?». Установите рамки, в течение какого времени сын должен будет Вам позвонить, пусть это промежуток времени будет удобен как для Вас, так и для сына. Каждый час, полтора, два.
«Телефон на ночь отдает» - с какой целью? Здесь нарушается личное пространство подростка, что может усугубить ситуацию. Договоритесь, какое время он может проводить в телефоне. Пусть он его отдает не Вам, а убирает в комнате в определенное место, о котором, Вы также договоритесь.
«..подрался, я же мальчишка..» попробуйте придумать нетрудные занятия «схитрить», чтобы акцентировать внимания сына на мужских занятиях. Например, прибить полку, открыть банку, принести тяжелую картошку и т.д. И все это сопровождаем опять же чувствами и эмоциями. «Спасибо, что помог мне, я так рада, что у меня растет настоящий мужчина, способный совершать мужские дела и поступки».
Подростковый период надо пережить и постараться сохранить доверие. Относитесь к сыну, уже как к взрослому человеку, советуйтесь, спрашивайте его мнение, ставьте в пример перед младшим и тогда этот период пройдет гладко.