Сын 13 лет хочет, чтобы я везде была с ним.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моему сыну 13 лет. Но он не сможет отделяться от нас. В школе, на соревнованиях, на улицах везде хочет чтобы я была вместе с ним. Он отлично играет в шахматы. Отличник. Но друзей мало. Какой то с ними скрытый. Но с нами очень откровенно разговаривает. Но когда решающим позиции он всегда молчит. Ни слова не скажет. Не знаю как с ним разговаривать. Без меня ни где не ночует. Хотели поменять школу. Новая школа очень престижная. Внутри школы общежитие. Он в общежитии не смог ни один день. Плакал. Попросил забрать его. С начало мы объясняли ему по хорошему. Но не хотел услышать нас. Потом отругали. Но ни какой результат. В этот день мы его забрали. На завтрашний день тоже этот картинка. Он плакал. Не обратил внимание что одноклассники будут смеяться. Только мы забрали его и все. На второй день тоже забрали. Но сказали что он потом останется общежитии. На завтрашний день он уже сказал что он там не будет учиться. Мы заставили его в школу.
Но он не зашёл в школу. Все учителя хотели с ним поговорить.. Но он молча стоял, не отвечал ни одному учителю. Ни один учитель не смог поговорить с ним. Он только только хочет домой. Все говорят что я поговорила с ним . Но он только говорит что я была с ним рядом всегда. Никак не могу отделять его. С трёх лет он спит отдельно с братом. Помогите пожалуйста. Спасибо заранее.
Автор вопроса: Наргиза Возраст: 39

На вопрос отвечает психолог Гаврилова Екатерина Александровна.
Здравствуйте Наргиза. Я вижу такую проблему: сын сильно привязан к матери и чувствую, что Вас это очень беспокоит. Вас можно понять, я думаю, Вы хотите, чтобы он был самостоятельным, завел много друзей, учился в престижной школе и т.д., то есть исполнил надежды, которые Вы на него возлагаете. Но прочитав Ваше письмо, я почувствовала давление на ребенка: «Никак не могу отделять его…С начало мы объясняли ему по хорошему. Но не хотел услышать нас. Потом отругали…». Ребенок хочет быть с Вами рядом, почему? Потому, что с Вами ему спокойно и безопасно. Вы СПРОСИЛИ его, почему ему плохо в общежитии, что он чувствует когда остается там? Почему он хочет, чтобы Вы всегда были рядом? Не отправляйте ребенка в общежитие насильно, вы тем самым показываете, что не считаетесь с его желаниями, а ведь он кричит Вам, что хочет быть дома.
Нужно понять причину этой сильной привязанности. Мои предположения таковы. Первое, очень важно знать то, как вы воспитывали ребенка. Опекали ли Вы его излишне, либо наоборот пытались рано отделиться. И то и другое могло привести к такой ситуации. Ребенок получал много любви, чаще всего все решалось за него и поэтому теперь он не самостоятельный. Если мамы нет в поле зрения, которая в любую минуту может решить конфликт, у него возникает чувство страха. Либо другая грань, в том, что сын все время чувствовал эмоциональный голод, нехватку маминой любви и теперь ему необходимо, чтобы мама всегда была рядом, как подтверждение того, что она его любит.
Второе, это то, что дети усваивают модели поведения родителей. Вы пишите, что у ребенка мало друзей и он скрытный, хотя дома он вам открывается. Это говорит о том, что ребенок не доверяет окружающим, к общению подходит избирательно, возможно боится быть отвергнутым. Как Вы сами заводите новые знакомства? Общительны ли Вы? Не было ли таких ситуаций, когда вы говорили ребенку, что нельзя никому доверять, что главное это его семья, только здесь его любят и всегда примут? Подумайте.
Сейчас ваша задача не отвергать ребенка, не пытаться отделиться, а наоборот принять его с его потребностью любить Вас и после попытаться понять, что скрывается за этой привязанностью? Чего ребенок боится? Если это страх не справиться с чем то самостоятельно, то нужно научить его путям решения различного рода проблем. Страх быть отвергнутым другими людьми? – дать понять, что все мы разные, что если кто то не хочет с ним взаимодействовать то в этом нет ничего страшного, потому что все друг другу нравится не могут, и каждый ищет человека себе по душе.
У меня сложилось впечатление, что вы устали от этой привязанности (возможно это только мое субъективное мнение), вы хотите «отвязать» ребенка и он это чувствует. Начните с обратного. Успокойтесь. Сосредоточьтесь на причинах, а не на самом поведении. Если ребенок может говорить с Вами откровенно, то он обязательно скажет, что он чувствует, когда мамы нет рядом и когда она есть. Умейте слушать. Высказывайте и свои чувства. Будьте рядом. Не заставляйте идти против своей воли, жить отдельно, когда он к этому не готов. Вы не написали чем ребенок занимается помимо учебы. Может быть, он ходит в какую-нибудь секцию, если нет, нужно найти занятие которое ему нравится. Возможно там найдутся единомышленники с которыми ребенку будет комфортно. Пробуйте, ищите решение. Важно, чтобы ребенок чувствовал не Ваше желание побыстрее отделиться, а то, что вы хотите научить его быть самостоятельным, конструктивно решать различного рода проблемы и успешно взаимодействовать со сверстниками, а мама всегда будет рядом, готовая дать ценный совет, если он понадобится. Удачи!
С уважением Екатерина.