Чувство вины перед дочерью подростком. Как помочь ей и себе?

Вопрос психологу:
Мне 36 лет, есть дочь 15 лет, учится хорошо на 4 и 5. С ее отцом мы разошлись когда ей было 5 лет, и все это время она жила со мной у моих родителей. 2 года назад ее отец полностью прекратил с ней общение ( нашел себе семью и новая жена против их общения). Так же 2 года назад у меня случились проблемы с жильем и мне пришлось снимать жилье, а потом свекровь предложила переехать пожить к ней, я согласилась, так как у дочери там будет своя комната , да и у бабушки лучше чем на съемной квартире, у нее мы прожили вместе год. Потом я познакомилась с мужчиной ( с ним живет папа 80 лет за которым требуется постоянный уход). Год назад мы решили жить вместе, но дочь пока будет жить у бабушки так как на новом месте нет возможности ей иметь свою комнату, а комната которая есть проходная. Весь год для меня и для нее прошел в мучениях, я плачу тайком, я счастлива как женщина, но несчастна как мать. Дочери меня тоже очень не хватает. На прошлой неделе мы забрали ее жить к себе, но она говорит что чувствует себя тут чужой ( так как опять же нет своей комнаты), и тут все непривычно и не ее. Я запуталась и не знаю как быть , как помочь ей и себе , меня постоянно мучает чувство вины...наверное надо было терпеть и не расходиться с ее отцом, так бы ребенок его не потерял навсегда....Так же дочь начала встречаться с мальчиком (влюбилась) но очень критикует себя, все в ней не то, то нос, то ноги, то попа большая, уже успели за пол года 3 раза расстаться и сойтись опять, говорит что он ей не уделяет нужного внимания, очень требовательна к нему....
Автор вопроса: Инна Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Гаврилова Екатерина Александровна.
Здравствуйте Инна! Вы попали в трудную жизненную ситуацию, перенесли развод, после потерю жилья, потом разлуку с дочерью. Развод это всегда стресс, как для женщины, так и для ребенка. Брак, как я поняла из ваших слов, был несчастливым: «наверное надо было терпеть и не расходиться с ее отцом, так бы ребенок его не потерял навсегда…». Терпеть ничего не нужно, потому что ребенку нужна счастливая мама и спокойный отец, а если в семье есть конфликты и недопонимания, то ребенок это чувствует, ему самому становится некомфортно, и если такая модель отношений сохраняется продолжительный период, то возможна вероятность того, что он эту модель перенесет на свои будущие отношения. Прекратить связь с ребенком это был выбор отца и вашей вины здесь нет.
Читая Ваше письмо, я чувствую заботу о дочери, вижу, что вы хотели создать благоприятные и комфортные условия для ее проживания. Я думаю Ваш выбор оставить её на год с бабушкой, на тот момент был единственно правильным, раз вы так решили. Теперь вы вместе, и это самое главное. «На прошлой неделе мы забрали ее жить к себе, но она говорит, что чувствует себя тут чужой (так как опять же нет своей комнаты), и тут все непривычно и не ее..» - это нормально, сейчас ей просто необходимо привыкнуть к новому месту. Оказывайте ребенку поддержку, будьте рядом, успокаивайте, говорите, что это временно, новое место всегда приносит определенный дискомфорт, но пройдет немного времени и она привыкнет, тем более любимая мама рядом.
«Так же дочь начала встречаться с мальчиком (влюбилась) но очень критикует себя…» - сейчас у вашей дочери переходный возраст, когда она постепенно становится взрослой. Это период очень сложный, потому что как раз сейчас происходит половое созревание, гормональная перестройка. В связи с этим возможны колебания настроения, излишняя чувствительность, яркая перемена чувств. Как раз таки в этом возрасте подросткам может не нравится своя внешность, он могут критиковать себя, что и происходит сейчас с вашей дочерью. Ваша задача состоит в том, чтобы быть рядом с ней, оказывать ей поддержку. Можно записаться в тренажерный зал, подглядеть где то секреты красивого макияжа, который будет подчеркивать лицо, можно вместе походить по магазинам, выбрать одежду которая также будет подчеркивать достоинства и скрывать какие то недостатки. Важно проявлять интерес к жизни дочери, и больше к взрослой части её личности. Первая пора влюбленности, всплески счастья и разочарования, всё это будет и всё пройдет. Будьте рядом, любите ребенка, потому что именно сейчас психика неуравновешенна и жизненный опыт у дочери отсутствует.
Я вижу, что вы любите свою дочь, и хотите для неё только хорошего, раз написали сюда. Не вините себя ни в чем, живите настоящим, сейчас с вами рядом дочь и любимый человек, а что ещё нужно для счастья!
Надеюсь, мой ответ был для вас полезным.
С уважением Екатерина.