8 летнего сына избил сожитель жены. Мог ли он получить психологическую травму?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Ребенку 8 лет. Он ребенок - инвалид. Диагноз: Задержка умственного развития легкой степени с элементами аутичного поведения. Это проявляется в том числе по мимо поведения, в отсутствии речи у ребенка в нормальном понимании этого слова. Т.е. сын может говорить: да, нет, я хочу яблоко... Очень небольшой набор простых предложений. Выражать свои мысли он не может. Три месяца назад сожитель бывшей жены избил ребенка. Согласно заключению экспертизы травмы носят характер не причинивший вреда здоровью. В процессе доказательства факта побоев ребенка осматривал психолог центра "Семья" и не увидела психологических или иных последствий побоев. Так же во время следствия бывшая супруга научила говорить ребенка, что он упал. Т.е. заходя в ванную комнату сын говорил: Упал. Хотя экспертиза механизмов нанесения побоев в последствии показала, что это не падение (травмы были на обеих сторонах лица, в том числе в виде четкого отпечатка ладони взрослого человека) и факт побоев доказан решением суда. Меня интересует такой момент. Хоть и психолог в центре "Семья" не увидела психологических, моральных или иных последствий побоев. Думаю это совсем не означает, что побои прошли бесследно для психики ребенка. Так как мать ребенка, человек которому он доверяет в первую очередь, учила его говорить то, чего с ним (с ребенком) не было. Наверняка у ребенка в голове происходил мыслительный процесс, в результате которого у него сложилось не правильное понимание действительности и отношения к себе. К сожалению в виду заболевания ребенка беседа с ним не возможна. Как Вы считаете, в данной ситуации, когда ребенок внешне не проявляет признаков пережитого насилия, есть ли необходимость в прохождении какой либо психологической реабилитации? Спасибо.
Автор вопроса: Ринат Возраст: 43

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Ринат!
Ваше беспокойство понятно, ведь ребёнок стал жертвой насилия. Последствия на психологическом уровне могут проявиться позже. К тому же, с инвалидностью мальчика любые травмы могут привести, пусть и к отсроченным, но последствиям. Посему заключение об отсутствии травмы, в определённом смысле лукаво. С мальчиком в любом случае надо заниматься. Его при грамотной коррекционной работе, можно довести до вполне приличной адаптации, он сможет обеспечивать себя и вести быт.
Вы пишите: « .. Наверняка у ребенка в голове происходил мыслительный процесс, в результате которого у него сложилось не правильное понимание действительности и отношения к себе. К сожалению в виду заболевания ребенка беседа с ним не возможна.»
В данном случае, болезнь ребёнка спасает его от тех мыслительных процессов, которые Вы подозреваете в его голове. Беседовать и допытываться правды весьма опасно и со здоровым ребёнком, это акцентирует внимание на травме. Надо позволять свободно выражать свои эмоции, подкреплять успехи. Так возникает доверие. Для диагностики существуют проекционные методы арт-терапии. Да и коррекция с помощью песочной терапии, танце - двигательной терапии весьма полезны. Это и будет его реабилитацией. Специалисту надо рассказать о том, что произошло. В игровой ситуации она поработает с отреагированием ребёнка на травму.
Что касается ситуации в целом. Ребёнка необходимо избавить от агрессора. Маме посоветовать защитить мальчика, а не взрослого дядю. Сделать всё, чтобы больше этого не повторилось. Вам в интересах ребёнка, надо научиться сотрудничать с бывшей женой, почаще забирать мальчика к себе. Учитывая выше описанное событие, ВЫ можете пойти в отдел опеки в Вашем районе, посоветоваться со специалистами, написать заявление о том, что вызывает Ваше беспокойство. Всё это надо зарегистрировать. Жена должна знать, что если что-то подобное повторится, то Вы сможете отстаивать интересы ребёнка в сотрудничестве с опекой.
Арт терапия. Техники и упражнения. Впечатления от занятий
Источник: https://psycabi.net/prakticheskie-metody/1822-art-terapiya-tekhniki-i-uprazhneniya-vpechatleniya-ot-zanyatij, для поверхностного ознакомления с методом, который Вам предложен!
Удачи Ринат!