Ребенок после садика прячет руки и боится их открыть.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Сегодня отвела ребенка в садик. Был абсолютно в нормальном настроении. Ребенку 2 с половиной года. Когда пришла его забирать, воспитатель меня спросила не знаю ли я что с ним. Он весь день держит руки за спиной в замке. И никак не расчленить ему руки. Даже на сон лег на живот а руки оставил за спиной. Я стала его одевать. Он дал мне руку чтобы я надела ему варежку и снова ее спрятал. После садика мы пошли к логопеду. Он занимался в комбинезоне и варежках, поскольку отказался снять. когда пришли домой, кое как сняла ему комбинезон, а варежки снять не дал, но руки держать за спиной перестал. Когда остался час до сна, он весь мокрый, варежки теплые. Я подумала что нужно хотя бы надеть тонкие. Сдернула с него эти. У него истерика. Он прижался ко мне и спрятал руки и от меня не отходил. Подал руки только чтобы одеть другие. И опять спрятал руки в замок за спину. Так и лег спать. С руками за спиной. Обычно он шумный, капризный. А сегодня спокойный, и постоянно прижимался. Плакал только если кто-то дотрагивался до его ручек. Что с ним может быть? Его кто-то обидел? Ударил? Или с чем это можно связать? Я очень переживаю. Может быть в садике кто-то его обидел? Он у меня ещё не разговаривает вообще. У него нарушение слуха. Пол года назад ему сделали операцию. Поставили слуховой имплант. Сейчас он слышит, но разговаривать ещё не научился. Может ли это быть связано как то с этим? Что мне делать в этой ситуации? Не водить его пока в садик? Как можно вывести его из этого состояния.
Автор вопроса: Марина Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Чинючина Алина Равилевна.
Здравствуйте, Марина.
Из вашего описания не очень понятно, ходит ли ребенок ходит в садик уже давно или первый день, ситуации это совсем разные. Неясно, садик обычный или логопедический, для детей с нарушениями слуха. Если ходит давно, не сказано, как складываются отношения в группе и с воспитателем. Неясно отношение ребенка к садику и как проходил процесс адаптации. Хотелось бы также выяснить ваши отношения с ребенком.
Могу предположить, что все-таки посещение садика у вас уже не первый день. В таком случае возможно, что мальчика (мальчик ведь, правильно?) кто-то сильно напугал или обидел. Может быть, была драка с кем-то из детей, во время которой его били по рукам. Может быть, кто-то что-то сказал про руки – какие-то детские страшилки вроде «будешь так себя вести – у тебя руки отвалятся или прыщами покроются» и так далее. Может быть, чем-то припугнула воспитатель (кстати, не исключено, что мальчик мог рассматривать и трогать свои половые органы, и воспитатель отругала и чем-то подобным напугала). Можно только догадываться, но очень похоже на сильный испуг.
Что можно сделать. Во-первых, как можно тщательнее и подробнее расспросить воспитателя, что было в этот день. Скорее всего, она будет отрицать любой намек на конфликт, но по лицу, по мимике, по глазам все-таки можно будет понять, правду ли она говорит. Во-вторых, поговорить с садиковым психологом об отношениях в группе, такие вещи обычно в их ведении. Дальше – попытаться проиграть с малышом что-то вроде «давай поиграем в садик, ты будешь МарьИванна, а мишка, солдатик и собачка – детки». Да, малыш не говорит, но показать все равно сможет. В игре очень видно, как ведут себя и воспитатель, и ребята в группе, и он сам, и можно увидеть практически любую проблему ребенка.
Можно предложить ему нарисовать садик. В прямом виде «Нарисуй себя в садике» или «Если бы ваши ребятки были зверями, нарисуй, пожалуйста, как бы это было». Двухлетки не умеют еще рисовать, но по выбору цветов и мимике и жестам ребенка можно, по крайней мере, понять, есть ли у него негативная реакция на группу. Если есть, то можно предложить сначала сочинить, как можно исправить это (например, как подружиться с ребятками или разрулить конфликт),а потом попросить перерисовать рисунок на позитивный.
Кроме того, посмотрите, как после этого ребенок относится к необходимости идти в садик. Если сильно сопротивляется, а раньше такого не замечалось, то скорее всего, причина в испуге. Можно попросить его нарисовать этот испуг, а потом порвать рисунок. Можно сочинить вместе с ним сказку про то, как один малыш напугался, а потом смог свой страх преодолеть, ему в этом помог друг… мишка, ежик, бегемотик, кто угодно. В сети есть сказки для детей специально для таких целей, наберите в поисковике «сказкотерапия», там много чего найдется.
Я бы рекомендовала вам также, не откладывая, обратиться к психологу в садике. Установить причину лучше всего сможет все-таки специалист, тем более, что малыш еще и неговорящий.
Удачи!