Чувствую себя плохой мамой. Как найти подход к 3 летнему малышу?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 38 лет, я замужем. У нас растет маленькая дочка. Ей 2.5г. Ребенок долгожданный и желанный. Мы ждали ее 6 лет. Первые два года я сама сидела с ней. Посвящала себя от и до ребенку. В сентябре я вышла на прежнюю работу, но уже нагрузку взяла меньше. Все хорошо, муж хороший, няня ребенка наша родственница, очень хорошая девушка. Проблема в том, что я стала кричать на дочь. Это появилось недавно. В основном, мы засыпаем с военными действиями. Приходится повышать голос на нее, потому что дочь находит 1000 причин, чтобы не уснуть. В результате, позднее засыпание. Я чувствую себя очень скверно. Я в отчаянии. Каждый вечер я прошу, Господи, хоть бы она сегодня хорошо уснула. Каждый раз я боюсь, что повышу голос, и все повторяется. Она не слушает, прыгает, откидывает себя резко, играет розетки, пока не гаркнешь, не понимает. Вчера и сегодня я ее шлепнула по попе. Сильно болела голова, я не выдержала. Пытаюсь менять ей одежду, она пинается и убегает от меня. Сначала я прошу по-хорошему. Затем я предупреждаю, что злюсь. Потом мне жутко стыдно перед соседями. Мне стыдно даже выйти на улицу.все время кажется, что они будут смеяться надо мной. Помогите, пожалуйста. Что я делаю неправильно? Как найти подход к 3 летнему малышу? Я избаловала ее, не буду обманывать. Очень люблю дочь, она мое единственное чадо. Но, в то же время понимаю, что нельзя спускать ей капризы. Я постоянно плачу по ночам. Мне кажется, что соседи могут пожаловаться и у меня отберут ребенка. Я не пью и не курю. Муж тоже. Мы оба преподы. Готовлю для дочки только свежее, каждый день суп, компот. В общем, делаю всё, чтоб ей было хорошо. Простите, что так долго. Надеюсь, я донесла суть своих переживаний.
Автор вопроса: Майса Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Майса, здравствуйте!
Хорошо понимаю все ваши переживания, у меня тоже дочка)
К сожалению, я не смогу дать вам один единственный совет, который поможет решить вашу проблему. Я набросаю вам несколько вариантов, а вы уже пробуйте и смотрите, что вам подойдет.
Для начала пересмотрите дневной график вашего ребенка. Достаточно ли она двигается, ведет «активный образ жизни»? Возможно, вашему ребенку просто не хватает физических нагрузок и поэтому вечером ей сложно уснуть. Она не устает за день. Попробуйте ввести в дневное расписание прогулки после обеда и возможно, какие-то кружки, занятия с физическими нагрузками. Без фанатизма, конечно.
Еще лучше на ночь не кушать сладкое, так это тоже может бодрить. У ребенка появляется куча энергии и он ее выплескивает. Разве можно уснуть в таком состоянии? Перед сном постарайтесь не активничать с ребенком, чтобы не было «перевозбуждения».
Следующий момент. Ваш ребенок растет, и общение ваше с ним должно меняться. Если в годик особо не нужно было напрягаться, чтобы переодеть, то в три иногда возникают такие проблемы. Попробуйте не кричать на ребенка, а заинтересовывать вашу дочку на любые нужные вам действия.
Возможно, сказывается то, что вы преподаватель, и вы привыкли к тому, что дети должны слушаться с первого слова. Но с собственным ребенком такое не проходит. Когда вы дома, забудьте, что вы препод. Превращайтесь в добрую сказочницу, которая может заинтересовать ребенка своими рассказами. Пробуйте общаться с ребенком в игровой форме. У вас же все-таки не казарма)
Далее, ваше чувство вины. Когда человек что-то делает из чувства вины или в состоянии чувства вины, он как будто прогибается перед тем, кого обидел. Я всего лишь предположу, но после того, как вы накричали на дочку – вы начинаете делать что-то, чтобы она «забыла» ваш крик или шлепок по попе. И тем самым делаете еще хуже.
Дети уже даже в таком возрасте очень хорошо чувствуют, с кем они могут баловаться и кого могут не слушать, кто «слабее». Вот и ваша дочка, чувствуя вашу слабинку и то, что вы стараетесь изо всех сил «делать всё, чтоб ей было хорошо», не слушается вас.
Вам нужно принять сам факт, что иногда вы можете допускать разные ошибки в воспитании ребенка. Это ведь первый и единственный ребенок у вас. Когда у вас будет второй или третий ребенок, вы совершенно по-другому будете себя вести. Потому что вы уже будете знать, что и как нужно делать. А пока у вас первый ребенок и вы только учитесь воспитывать ребенка.
Поэтому иногда от бессилия вы срывались на крик. Это не значит, что вы плохая мама. Это значит только лишь то, что вы не знали, как по-другому можно было уладить те ситуации. Перестаньте себя винить. Иначе ваше чувство вины превратит вас в истеричку, которая сначала кричит, а потом делает все возможное, чтобы загладить свою вину.
Да еще и страх перед соседями сделает из вас пугливую и зашуганную женщину. И представьте себе, какой будет видеть вас ваша дочь, когда вы вместе будете выходить на улицу или встречать ваших соседей. Как она будет к вам относиться после увиденного? В таких условиях вырастают жестокие и эгоистичные дети, которые постоянно манипулируют своими родителями. Вы же не хотите, чтобы ваша дочка стала именно такой?
Постарайтесь общаться с ней на равных, как со взрослой. Без лишних уси-пуси. Объясняйте ей все, говорите зачем и почему она должна что-то сделать. Заинтересовывайте ее делать то, что вам нужно. Если не понимает с первого раза – объясняйте еще. Не упрашивайте, а именно объясняйте и говорите. Чувствуете разницу? С детьми нужно много разговаривать в таком возрасте нужно много разговаривать.
Возможно, сказывается усталость от нагрузки, которая есть на работе – тогда постарайтесь найти себе возможность «перезагружаться» и наполняться энергией. Чтобы потом дома не срываться на ребенке.
И сразу скажу, что не ждите быстрых результатов. Если вы сами понимаете, что сильно разбаловали дочку – нужно время, чтобы она поменяла свое поведение. И это произойдет только тогда, когда и вы сами начнете меняться. Понимаете?
Если будете по-прежнему ее баловать и «пропускать» ее капризы, потом срываться, усиливать свое чувство вины и снова пытаться сделать для нее все возможное – ничего не изменится. Меняйте ваше отношение к ребенку и свое поведение. Если самостоятельно не сможете справиться – обратитесь к психологу. Это будет более эффективно, чем просто письмо на сайт.
С уважением, Лелюк Алина