Как отвечать на агрессию дочери подростка?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Любовь, мне 34 года. Моей старшей дочери 15 лет, последних 3 лет я живу в страшном сне. Когда дочери исполнилось 13 лет дочь стала агрессивной, я думала, что это все из-за переходного возраста, гормоны и все такое, я какое-то время молчала. Когда спрашивала какой либо урок, например французский мне дочь отвечала, что это ненужный предмет и в жизни ей не приходится, я объясняла, со временем мне это стало надоедать я начала с дочерью ругаться, потому что когда ей объясняла спокойно, она делала вид, что меня не существует. Когда спрашивала почему задержалась со школы, мне было сказано что я ее достала и безусловно. Последней каплей у меня стал этот год В этом году у нас 9 класс выпускной, когда я прошу показать уроки, мне отвечает, что ей не даётся учить и так с каждым предметом. У меня сейчас маленький ребенок 10 месяцев. Теперь старшая дочь поняла, что когда я требую от нее уроки, она начинает орать и знает, что я промолчу чтобы не напугать малыша. Если подхожу брать дневник, дочь на меня замахивается, в итоге я начала давать под задницу за такое отношение ко мне. Со школы когда приходит, я не прощу что-то делать по дому, прощу только делать уроки, но и в итоге ничего ни делается, просто лежит целыми днями на диване и говорит, что она и так устала, она же со школы пришла. Зато как что-то надо, тогда следом ходит нежная и пушистая.
Автор вопроса: Любовь Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Грудкова Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Любовь!
Ваша дочка выросла. Вы правильно понимаете, что сложности в ваших отношениях обусловлены проблемами ее переходного возраста: гормональной бурей, физиологической перестройкой организма, нестабильностью в эмоциональной сфере.
Я не сомневаюсь, что вы хотите своему ребенку добра. Но привычные способы взаимодействия с дочкой больше не работают. Так, как было раньше, уже никогда не будет. Вам нужно учиться взаимодействовать иначе. Агрессию вы вызываете сами, обращаясь с дочкой, как с маленьким ребенком.
Чтоб улучшить взаимопонимание, вам нужно увидеть в своей девочке отдельную личность. Вы пишете: «В этом году у нас 9 класс..» Такой оборот речи говорит о вашем слиянии с дочкой. Девятый класс у вашей дочки, а у вас 10-месячный ребенок. Понимаете? У каждой из вас свои задачи. Не нужно вам решать задачи друг друга.
Вы слишком сильно контролируете дочь. Самая главная цель воспитания – сделать ребенка самостоятельным, научить его обходиться без родителей. Только в этом случае у ребенка появляется возможность стать взрослым. При вашем уровне контроля, вы не даете дочке возможности научиться быть самостоятельной, то есть вы своими контролем уроков мешаете ей взрослеть.
В 9 классе вы своей строгостью и проверками уже не улучшите ее способность учиться, но можете надолго разрушить ваши отношения. Ребенок в подростковом возрасте должен иметь возможность ошибаться, нарушать правила, исследуя социум и свои возможности в нем. От вас в этот период требуется понимание, снисхождение, защита и поддержка.
Вашей дочке в этот период очень трудно. Кроме гормональной бури в теле, в ее психике идет процесс самоидентификации, поиска своего места в социуме. Она должна в этот период решить, кто она в этом мире. Куда она идет? Какие у нее жизненные цели? Какие возможности? Ваш ребенок в это время выбирает свои жизненные ценности, формирует свои убеждения. Это очень непростые процессы. И все это на фоне постоянно меняющегося настроения от эйфории до отчаяния.
К тому же, когда у вас появляется второй ребенок, старший ребенок может чувствовать себя одиноким. Самое лучшее, что вы можете сделать, это как можно чаще показывать дочке свою любовь. Ежедневно находите время, чтоб пообщаться с дочкой в спокойной обстановке.
Знаете ли вы, что ее беспокоит на данный момент? В чем она испытывает трудности? Как чувствует себя среди одноклассников? Нравится ли она себе? Чтобы она хотела изменить в своей внешности? О чем она мечтает? Чего боится?
Я рекомендую вам прочесть книгу Анастасии Пономаренко «Как наладить отношения с подростком».
Желаю вам женской мудрости и взаимопонимания с дочкой.