Как справиться с детской манипуляций?

Вопрос психологу:
Добрый вечер! Ребенку 4 года, совершенно не слушается, закатывает истерики и орет до хрипоты, говорит что не любит, что мама плохая, что мама глупая и вообще здесь не главная. Ему говорят ,,иди, пожалуйста, кушать" он в ответ все плохие, все его обижают, что мы не его родители. Так же со сном, не можем уложить. В саду на него не жалуются, ведёт себя идеально. Невролог сказала, что он так манипулирует. При истериках пробовала и ругаться и игнорировать и жалеть и говорила, что его понимаю, ничего не помогает. Старшая дочка из за него плачет, он может и ударить и так же сестре говорит, что не любит, чтобы она уходила из дома, что она глупая. А ей сложно, только в первый класс пошла. Никогда его не били, постоянно говорим что любим его, что он самый лучший и умный. Это длится наверное лет с 2. Причем никогда не было такого, чтобы он истерики закатывал в магазине, никогда не ложился на пол и не бил ногами. Что можно сделать в такой ситуации? Что можно ему сказать? Он всегда для меня младший, все время его тискаю и на ручках таскаю, так обидно все это выслушивать. Самой уже хочется рыдать.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Королева Мария Евгеньевна.
Анастасия, здравствуйте!
Спасибо за вопрос!
Насколько я поняла, у вас проблема с истериками младшего ребенка.
Он привык, что все "пляшут под его дудку", и если что-то не так - начинает драться, обзывать, закатывает скандал.
Если подобное поведение повторяется снова и снова, значит, оно подкрепляется вашей реакцией на него - в итоге он добивается своего. Если бы не добивался - смысла в повторении бы не было.
Давайте разберем одну из ситуаций, к примеру, с едой.
Вы его зовёте есть, он начинает скандалить. Что в ответ на это делаете вы обычно?
Какие я вижу варианты:
- начинаете его уговаривать и успокаивать - негативное поведение закрепляется, так как ваше внимание получено;
- начинаете оправдываться, доказывать, что вы - хорошая мама и его любите - негативное поведение закрепляется, так как снова внимание получено;
- начинаете ругаться в ответ - снова ваше внимание получено, снова закрепляется поведение.
А вы пробовали оставить ребенка наедине со своей истерикой? Он уже достаточно большой и вполне может при желании успокоиться. Как правило при отсутствии зрителей истерики быстро прекращаются.
И ещё вопрос: вот он отказывается есть, кричит - вы все равно насильно его кормите? Может быть он действительно в это время ещё не голоден?
Пусть пропустит один прием пищи - к следующему поднимется аппетит.
Или попробуйте кормить его только тогда, когда он сам попросит, предварительно убрав из зоны его доступа все перекусы и сладости.
И со сном тоже обратите внимание - быть может ему в течение дня не хватает двигательной активности, и он действительно не хочет спать к тому времени, когда вы заставляете его. В вопросе сна ещё важный момент в том, чтобы не играть в гиперподвижные игры перед сном и не смотреть мультики, это сильно возбуждает нервную систему. После этого действительно сложно успокоиться и лечь спать - организм перевозбужден. И возможно истерики перед сном как раз и дают выход этому перевозбуждению.
Вы пишете, что он называет вас глупой, плохой, не главной. Что вы чувствуете, когда это слышите?
И что вы думаете в этот момент?
Возможно, в вашей голове возникает мысль-сомнение: может ребенок прав и я плохая мать, я не справляюсь?
Эта страшная мысль заставляет вас пытаться доказать ребенку, окружающим и себе обратное. И именно этого "добренького" поведения от вас добивается ребенок. Он нашел ваше слабое место.
Сейчас очень много говорится о том, как быть идеальной мамой, что нужно делать для этого, как стараться.
Но нельзя забывать о том, что идеал - не достижим.
Каждая мама, какой бы она ни была, - самая лучшая мама для своего ребенка!
Когда ваш малыш обзывает вас, на самом деле он не считает вас такой. Это говорит его гнев, истерика, агрессия, выработанный автоматический стереотип поведения - но не он сам.
Он вас любит!
Не забывайте об этом!
И вы любите его.
Когда вы оставляете его одного со своей истерикой, борясь с закреплённым поведением, когда вы даёте ему свободу в выборе времени приема пищи и укладывания спать, когда вы ограничивает в просмотре мультфильмов и игры в компьютер, планшет - вы тоже его любите!
Любовь - не равно потакание и гиперопека, всепрощение, любовь - активная заинтересованность в развитии личности. И иногда это требует сил, терпения и жёсткости.
От души желаю вам сил!
С уважением, психолог Мария