Как научить дочек 9 и 5 лет контролировать свои эмоции?

Вопрос психологу:
Добрый день! Меня зовут Полина, мне 34 года, я в браке 12 лет, трое детей, 9 лет, 5 лет и 1 год и 8 мес. Я не работаю, папа наш фактически не присутствует в воспитании детей, так как постоянно на работе или на рыбалке, поэтому все на мне. Я столкнулась с тем, что мои две дочки, старшая и средняя, начали очень бурно выражать свои эмоции, прям не контролируют себя. Если расстроились, то это истерики с криками, воплями, и тяжело их успокоить, а расстраиваются они по несколько раз на дню, так как постоянно находят причины для ссоры друг с другом или если ударились, или их что-то обидело . Мне тяжело это все дается, это происходит изо дня в день. Я говорю им, что контролируйте себя, что так нельзя себя вести, но ничего не меняется. Возможно, причина во мне, я тоже легко раздражаюсь и часто высказываю недовольства, да и папа наш очень взрывной, постоянно кричит. :(((Как научить их контролировать свои эмоции, быть более уравновешенными? Или это просто возраст и надо переждать? Маленький сынок все это видит, не хочу, чтобы тоже истериком был.
Автор вопроса: Полина Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Соляник Наталья Анатольевна.
Здравствуйте, Полина.
Как замечательно, что у Вас трое деток, это огромное счастье и богатство. Понятно, что и огромный труд со стороны мамы, часто, к сожалению, папы остаются в стороне. А ведь все дети находятся в сложном возрасте.
Девочка 5-ти лет. Психологи считают, что после трех лет, это второй возрастной кризис. Если в три года детские истерики возникают из-за неумения взаимодействовать, то в пять лет – это чаще всего от недостатка внимания со стороны родителей (вполне реально в Вашей ситуации, малыш занимает все-равно больше времени, чем все остальные) и ущемления своих прав (возможно со стороны старшей сестры). Дети пяти лет склонны копировать поведение взрослых, если Вы начинаете общаться на повышенных тонах, то тоже самое делает и девочка.
5 и 9 лет большая разница в этот период жизни, разные интересы, тем более, что одна уже школьница, игры, имущество. Младшим очень интересны вещи старших, очень часто дети конфликтуют поэтому.
Полина ничего страшного не происходит с Вашими детьми, но конфликты и истерики лучше предупреждать, вовремя переключать, занимать делами, поручениями. Ведь такое поведение может войти в привычку.
Если же у детей случилась ссора, её надо гасить, разводить в стороны только спокойно, ни в коем случае не применяя силу (только в исключительном случае, например, не давать ребёнку что-то сделать!), когда все остынуть, начинать беседу.
Учите находить объяснение поступкам, или их бессмысленность. Акцентируйте обоснованность своим требованиям. Ведь часто : " Я сказала прекрати!" и всё. Надо объяснить ребенку, почему надо перестать что-то делать, либо наоборот сделать. " Убери, поджалуйста, игрушки, и мы все быстрее пойдем в детский городок" и т.п.
Детям трудно понять, что значит контролировать себя, но, если разбирать их ссоры (можно беседовать с каждой отдельно, иногда вместе), с чего началось, стоило ли ссориться, как можно было этого избежать, то Вы довольно скоро увидите результаты, дети поменяются и Вам будет проще. Самый тяжёлый труд – это быть мамой. А Вы – хорошая мама, т.к. понимая, что возникла проблема, начинаете её решать, многие просто ничего не пытаются поменять.
Здесь бы очень пригодился бы папа, но это отдельный разговор, тоже надо воспитывать (четвёртый ребёнок)), почему-то это почти стандарт - папа устает на работе, а мама же не работает! Здесь стереотип поведения мужчины, результат того, что Вы всё взвалили на себя. Но папы со временем тоже «взрослеют», Полина будьте Вы спокойнее (находите время отдохнуть, хоть 20 ми, привести мысли в порядок, посмотрите хороший мультик с детьми, приобретайте больше домашних помощников и т.п.) и муж видя Ваше поведение, тоже будет потише. Да, всё зависит от женщины.
Девчонки повзрослеют, обе будут школьницами, интересы чуть выровняются, малыш подрастет. Впереди его сложный трехлетний возраст, который может начинаться раньше)) Но все равно сейчас Ваше счастливой время. Пусть Ваша замечательная большая семья живёт мирно.
«Не воспитывайте детей – все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».