Сын 2,7 плохо говорит и не играет с другими детьми.

Вопрос психологу:
Здравствуйте есть двое детей 2, 7 и 1 год старший сын плохо говорит но все понимает меня бывает слова новые говорит когда сын был маленький его папаша напугал его бил меня сын видел все думаю из-за этого он не хочет говорить но муж любил подраться со мной прям руки чесались, когда ходим гулять на детскую площадку увидит детей своего возраста и чуть старше его он к ним тянется играть с ними но они не ходят даже отходят от него любит играть бывает малыши с мамой придут на песок играть сын сразу ко мне почему то боится, дома играет с младшим братом как детей увидит сразу к ним они ноль внимания. Как будто его нет , мне больно смотреть на сына на душе плохо становится тяжело сейчас воспитывать детей двоих что не так с моим ребенком все для него делаю игрушек много дома, проблема не хочет на горшок ходить какать ходит только пи пи , детский сад не ходит не хотят брать его ,уже не знаю что делать может я плохая мама уже всю голову сломала , надеюсь поможете советом что дальше делать мне заранее спасибо за ответ.
Автор вопроса: Ксения Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Александра Александровна Михалюта.
Добрый день, Ксения!
Конечно, когда ребенок видит насилие в семье, это, как правило, не проходит бесследно. Свидетели насилия проживают шоковую травму. Дальнейшее зависит от того, поддержали или нет ребенка после произошедшего. Если ребенок не получил утешение и поддержку, велика вероятность, что травма "застрянет" в психике на долгие годы. Очень важно, в каких вы сейчас отношениях с отцом ребенка? Из-за увиденного часто нарушается способность устанавливать и поддерживать контакт, от сюда могут вытекать отстраненные отношения со сверстниками. Когда ребенок испытывает сверхстресс психика пытается сохранить себя, уменьшая контакт с внешним миром, ведь внешний мир приносит слишком сильную боль. Также стоит не забывать, что дети до 3-х лет играют не вместе с другими детьми, а скорее рядом. Как ваш ребенок реагирует на игнорирование детей, страдает ли он?
Большинство детей в возрасте до 3-х лет не интересуются другими детьми - ровесниками.Родителям "некоммуникабельных" детей кажется, что все кругом играют вместе, только их ребенок в стороне, обычно это не так, дети играют не вместе, а рядом друг с другом. Стоит не забывать, что дети очень хорошо чувствуют родителей и их волнение. На то, что родитель пытается буквально вытолкнуть ребенка в контакт с другими детьми, получит обратный эффект: чем больше настаивать, тем меньше ребенку нужно общение. И ребенок занят не освоение мира, а сопротивлением родителю, ведь он не понимает, почему его заставляют быть там, где ему не комфортно. Лучшее, что можно сделать в ситуации, когда ребенок не хочет общаться, оставить его в покое и позволить ему наблюдать за другими детьми с комфортного для него расстояния. Вы должны обеспечить ребенку легкий доступ к другим детям, но не тащить его в контакт с ними насильно. Постараться не давить на ребенка, даже "незаметно". На давление будет реакция сопротивления. Интерес ребенка к сверстникам может проявляться к 4-5 годам. До 4-5 лет ребенку важны теплые отношения со своими взрослыми. Нужно дать позитивный сценарий жизни ребенку. Добрый взгляд, несколько фраз с пониманием, искренность, своевременные и нужные именно ему слова - это неоценимая поддержка. Прочитать хорошую книгу, которая учит взаимоотношениям и состраданию, это окно, через которое ребенок видит другой мир, мир, где живет любовь. Также стоит показывать личный пример, общаясь с мамочками на площадке. Ходите в гости, пусть ребенок видит как вы общаетесь. Повышайте самооценку ребенку, ему важно знать, что он интересная личность, с которой весело играть и интересно разговаривать. Самооценка чувствительна к критике, недостатку родительского внимания. Можно быть другом и всегда хвалить детей, но достаточно пары недель напряженной обстановки в семье, чтобы ребенок разочаровался и замкнулся.
Считать себя "плохой мамой" это симптом материнского выгорания. Каждая мама - лучшая для своего ребенка. Вы хорошая мама, просто нужно восстановить свои силы. Помните, изменяя свое сознание, вы меняете мир. Поймите раз и навсегда, важно только хорошо ли вам и вашему ребенку с вами. Мнение окружающих не имеет ни какого значения. То, что вы задумались об этом, означает вашу готовность искать ответы и меняться к лучшему!