Мой сын обижает других детей в детском саду.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток!
Моему сыну четыре года. Мальчик активный, веселый. В прошлом сентябре он пошел в детский сад в полных 3 года. Адаптация, конечно, проходила не легко. Сначала мы ходили на несколько часов, до обеда. На сон я забирала его домой. Первую неделю он бежал в садик с удовольствием. После он начал оставаться и на сон. На третью неделю начались капризы, все по классике: долгие расставания по утрам, слезы. Воспитатели жаловались на то, что он выбегает из группы и сидит ждет меня возле выхода, на охране. Мы обратились к психологу, которая работает в саду. Она пообщалась с сыном, сказала, что все в норме, воспитателям и нам нужно набраться терпения, скоро все нормализуется.
Как она и говорила, через пару месяцев все нормализовалось. Сын ходит в садик с удовольствием. Но теперь появилась новая проблема: стали поступать регулярные жалобы от одной из воспитательниц, что мой ребенок обижает других детей: отбирает игрушки, может без причины стукнуть. Была жалоба и от нескольких мамочек других детей. Другая воспитательница говорит, что хороши все. Заведующая д.с. говорит, что в таком возрасте это норма, дети учатся общаться, социализируются. Воспитатель в свою очередь должен им помогать, объяснять, как правильно себя вести. Но я получаю только лишь жалобы и просьбы, чтобы плохое поведение моего ребенка прекратилось. Иногда мне кажется, что именно к моему сыну предвзятое отношение, которое началось еще с момента адаптации. Я знаю, что он может баловаться, всегда любит быть в центре внимания, но выставляют это так, как будто он исчадье)
Дома у нас все хорошо. Мы живем втроем: я, мой муж и сын. При ребенке мы никогда не выясняем отношения. Обстановка достаточно спокойная. На воспитательный процесс мы с мужем смотрим одинаково: нет чрезмерной строгости, но и лишнего не позволяем. На детской площадке при нас он со своими друзьями, ровесниками также может беситься. Они могут 15 минут весело играть, потом что-то не поделить, поссориться, поплакать, помириться и дальше бегать и играть.
Я не знаю, как мне реагировать на жалобы в саду, что говорить воспитателям, другим родителям и что говорить сыну. На счет поведения дома общаемся, он обещает себя вести хорошо. Хватает его на один день после беседы, потом опять череда жалоб. Действительно ли все критично?
Автор вопроса: Ксения Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Балятина Ирина Алексеевна.
Уважаемая Ксения. Всегда сложно давать какую-либо оценку поведения, не имея перед глазами ни ребенка, ни Вас, ни воспитателя. В целом то, что Вы описываете - норма. В этом возрасте у детей появляется потребность в общении со сверстниками. Происходит социализация, как Вам и говорили. Ребенок прощупывает границы, что ему можно, а что нельзя. В процессе "драк" дети учатся защищать свою собственность и отвоевывать свое пространство. Так как у детей в этом возрасте еще не развито аналитическое мышление, то проводить с ними беседы о пользе и вреде чего-либо бесполезно. Пока они учатся только на наглядных примерах. Поэтому важнейшая роль в организации процесса правильного взаимодействия между детьми ложится на воспитателя. Важно именно в момент драки подойти к малышам, особыми жестами прекратить нежелательные действия, предложить им компромиссное решение. Дети могут испытывать целый спектр чувств от злости до отчаяния. Могут истерить, драться, кусаться, однако, педагоги, понимающие, что именно происходит с ребенком в этот момент, умеют правильно и с нужной поддержкой вывести малыша из этого состояния. Когда воспитатель просит поговорить с ребенком дома - это неэффективно. Малыш уже забыл о том эпизоде. По крайней мере, точно не переживает уже те сильные чувства, которые овладели им, когда кто-то отобрал у него любимую игрушку. С детьми такого возраста важно быть "в моменте" и учить их справляться с подобными ситуациями в будущем. Но это идеальная картинка из учебника по педагогике.
На деле в детском саду мы имеем переполненные группы детей, разной степени развитости, и один воспитатель на всех. Уследить за всеми физически невозможно. Уж не говоря о том, чтобы к каждому применять индивидуальный подход и проживать с каждыми ребенком его сложные чувства по нескольку раз в день. Высокие профессиональные стандарты и требования + эмоциональное выгорание ведут к тому, что воспитателю проще переложить на родителей решение вопросов проблемного поведения ребенка в группе. И чисто по-человечески их можно понять.
Однако что делать Вам? Можно пустить ситуацию на самотек - как-нибудь да нормализуется. И действительно, иногда это просто период, который проходит. Но не всегда.
Можно попробовать вернуться к кратковременному пребываю в саду (если есть возможность) и понаблюдать за изменениями. Возможно, ребенку тяжело находиться в атмосфере сада весь день, он перевозбуждается и выдает агрессивное поведение.
Возможно, следует поискать сад с мини-группами, где ему смогут оказывать больше внимания.
Можно также посетить детского психолога, невролога на предмет СДВГ и гиперактивности. По крайней мере Вы будете точно знать, что с Вашим ребенком все в порядке. И его "неудобное" поведение - это лишь этап его нормального развития. Либо же будете понимать, что да, к Вашему малышу нужен особый подход, который не даст обычный сад.
В любом случае, чтобы делать какие-то выводы о "нормальности" или "ненормальности" поведения, нужно быть с ребенком рядом, общаться с ним и в процессе этого делать умозаключения.